Эффективность обучения навыкам пользования креслом-коляской инвалидов с травматической болезнью спинного мозга

Авторы:

Хохлова Ольга Ивановна – доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ул. Малая, д.7, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654055, Российская Федерация; e-mail: hohlovaoliv@rambler.ru

Васильченко Елена Михайловна – кандидат медицинских наук, генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ул. Малая, д.7, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654055, Российская Федерация; e-mail: root@reabil-nk.ru

Ляховецкая Вера Витальевна – заведующая отделением медико-социальной реабилитации, физиотерапии и лечебной физкультуры Федерального государственного бюджетного учреждения «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной за- щиты, Российской Федерации, ул. Малая, д.7, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654055, Российская Федерация; e-mail: root@reabil-nk.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2021 Том: 3 Номер журнала: 2 

Страницы:

Тип статьи:

УДК: 364.04

DOI: 10.26211/2658-4522-2021-3-2-47-55

Аннотация:

Введение. Обучение навыкам пользования креслом-коляской – необходимое условие повышения мобильности и уровня независимости инвалидов с травматической болезнью спинного мозга. Однако в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют стандартизированные технологии обучения.

Цель исследования: оценить эффективность обучающей Программы Wheelchair Skills Program (WSP, Канада) в повышении навыков пользования креслом-коляской у инвалидов с травматической болезнью спинного мозга.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 601 пациент с травматической болезнью спинного мозга клиники Новокузнецкого научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (468 мужчин – 77,9 %, 133 женщины – 22,1 %). Для оценки эффективности курса обучения навыкам пользования креслом-коляской Wheelchair Skills Training Program (WSTP) сравнивали результаты тестирования на способность и безопасность пользования креслом-коляской при помощи теста Wheelchair Skills Test в динамике: в начале обучающего курса и по его окончании (n = 371), а также при повторных поступлениях пациентов на реабилитацию. Во время второй госпитализации были протестированы 299 пациентов с травматической болезнью спинного мозга, из них обучены 154; во время третьей – 180 и 81, соответственно.

Результаты и обсуждение. Индивидуальный курс обучения навыкам пользования креслом-коляской с помощью программы Wheelchair Skills Training Program (WSTP) позволил инвалидам с травматической болезнью спинного мозга повысить способность выполнения навыков в среднем на 12,5 % (p<0,001) с увеличением долей пользователей со средним и высоким уровнями способностей. Дополнительное обучение потребовалось 51,5 % из поступивших на повторную реабилитацию пациентов. Полученные результаты продемонстрировали положительный эффект обучающей программы Wheelchair Skills Training Program, что в целом согласуется с данными литературы.

Заключение. Благодаря индивидуальному подходу программа Wheelchair Skills Program (Канада) позволяет как научиться пользованию креслом-коляской, так и повысить уровень навыков безопасного пользования креслом-коляской. Для закрепления освоенных навыков большинству инвалидов необходимо как минимум два курса обучения.

Ключевые слова: , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Spinal Cord Injury Facts and Figures at a Glance / National Spinal Cord Injury Statistical Center, Facts and Figures at a Glance. Birmingham, AL: University of Alabama at Birmingham. 2020. https://www.nscisc. uab.edu/Public/Facts%20and%20Figures%202020.pdf. (accessed: 01.10.2020).

2. Annual Statistical Report – Complete Public Version / National Spinal Cord Injury Statistical Center, University of Alabama at Birmingham. 2019: 116 р. https://www. nscisc.uab.edu/public/2019%20Annual%20Report%20 -%20Complete%20Public%20Version.pdf. (accessed: 01.10.2020)

3. Хохлова, О.И. Реабилитационный потенциал личности и функциональная независимость лиц с травматической болезнью спинного мозга / О.И. Хохлова // Политравма. 2020. — №3. — 100- 107. DOI: 10.24411/1819-1495-2020-10038. — URL: http://poly-trauma.ru/index.php/pt/article/view/258

4. Рекомендации по обеспечению инвалидными креслами-колясками с ручным управлением в условиях ограниченности ресурсов: перевод с англ. [Электронный ресурс]. Всемирная организация здравоохранения, 2008 г. Издательство «ВесьМир», 2009. — 139 с. — URL: https://apps.who.int/iris/ bitstream/handle/10665/43960/9789244547489_rus. pdf?sequence=3&isAllowed=y (дата обращения: 01.10.2020).

5. MacGillivray MK, Sawatzky BJ, Miller WC et al. Goal satisfaction improves with individualized powered wheelchair skills training. Disabil Rehabil Assist Technol. 2018;13(6):558-61.
DOI: 10.1080/17483107.2017.1353651.

6. Kirby RL, Mitchell D, Sabharwal S et al. Manual Wheelchair Skills Training for Community-Dwelling Veterans with Spinal Cord Injury: A Randomized Controlled Trial. PLoS One. 2016;11(12),e0168330. DOI: 10.1371/journal.pone.0168330.

7. Dalhousie University. The Wheelchair Skills Program. Available from. URL: www.wheelchairskillsprogram.ca.

8. Kirby RL, Rushton PW, Smith C et al. Wheelchair Skills Program Manual Version 5.1. Published electronically at Dalhousie University, Halifax, Nova Scotia, Canada 2020. URL: www.wheelchairskillsprogram.ca/eng/ manual.php.

9. Best KL., Kirby RL., Smith C, MacLeod D. Wheelchair skills training for community-based manual wheelchair users: a randomized controlled tria.
Arch Phys Med Rehabil, 2005; 86(12): 2316–23. DOI: 10.1016 / j.apmr.2005.07.300.

10. MacPhee AH, Kirby RL, Coolen AL et al. Wheelchair skills training program: a randomized clinical trial on wheelchair users undergoing initial rehabilitation.
Arch Phys Med Rehabil. 2004; 85(1): 41–50. DOI: 10.1016 / s0003-9993 (03) 00364-2.

11. Keeler L, Kirby RL, Parker K et al. Effectiveness of the Wheelchair Skills Training Program: a systematic review and meta-analysis. Disabil Rehabil Assist Technol. 2019; 14(4): 391-409. DOI: 10.1080/17483107.2018.1456566.

12. Васильченко Е.М., Кислова А.С., Золоев Г.К. Организационно-методические аспекты адаптации к креслу-коляске инвалидов с ограниченными способностями к передвижению // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. — № 2. – С. 53-56.

13. Worobey LA, Kirby RL, Heinemann AW et al. Effectiveness of Group Wheelchair Skills Training for People With Spinal Cord Injury: A Randomized Controlled Trial. Arch Phys Med Rehabil. 2016; 97(10): 1777-1784.e3. DOI: 10.1016/j.apmr.2016.04.006.

14. Tu C-J, Liu L, Wang W et al. Effectiveness and safety of wheelchair skills training program in improving the wheelchair skills capacity: a systematic review. Clin Rehabil. 2017; 31(12): 1573-1582. DOI: 10.1177/0269215517712043.