Когнитивная доступность среды для инвалидов при реабилитации и абилитации: маршрутоориентированный подход

Авторы:

Мирошниченко Оксана Анатольевна — кандидат психологических наук, директор Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: miroshnichenko_oa@frcds.ru; http://orcid.org/0000-0002-6327-1567.

Вечканова Ирина Геннадьевна — кандидат педагогических наук, начальник отдела проектной деятельности федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: vechkanova_ig@frcds.ru; http://orcid.org/0000-0001-6024-7820.

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2024 Том: 6 Номер журнала: 1 

Страницы: 19-30

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 364.1;364.07;364.24;364.25;376

DOI: 10.26211/2658-4522-2024-6-1-19-30

Аннотация:

Введение. Вопросы выявления, оценки когнитивной доступности и путей преодоления информационных барьеров, возникающих в процессе коммуникации у лиц с инвалидностью, имеющих нарушения психических функций, интеллекта и речи, расстройства адаптации, вызывают активное внимание участников реабилитационного процесса в различных организациях ведомственной принадлежности. Формирование подходов к созданию доступного коммуникационного пространства основано на учете условий организации доступной среды на уровне личностных и социальных факторов.

Цель. Систематизация междисциплинарных представлений и подходов в сфере когнитивной доступности с целью формирования универсальных механизмов преодоления барьеров в комплексной реабилитации инвалидов.

Материалы и методы. Методология исследования была построена исходя из обобщения данных о моделировании фокус-группой специалистов мультидисциплинарной бригады в сфере социального обслуживания и оказания реабилитационных услуг лицам с нарушением психических функций. В исследовании приняли участие специалисты мультидисциплинарных бригад (42 человека): психолого-педагогического профиля (47 %), специалисты по социальной работе (16 %), медицинские работники (37 %).
При синхронизации и проведении дифференциации использовались следующие методы исследований: интервьюирование экспертов о доступной среде учреждений, лиц с инвалидностью и их окружения, сбор данных, изучение документации. Применялись методы качественного анализа описательной статистики.

Результаты. В ходе исследования определены показатели барьеров при качественном соотнесении подходов психологов, педагогических и социальных работников с ориентацией врачей на МКФ, а также учете механизмов, участвующих в формировании поведения лиц с нарушением интеллектуальных и речевых функций. Учитывая показатель устойчивости исследуемых явлений на основании качественного анализа, проведенного фокус-группой (большинством, более 63 %), возможно определить типы барьеров по оси: объективный, субъективный, ситуативный.

Обсуждение. Развивая маршрутоориентированный подход при создании доступной среды, ключевой задачей является преодоление не только физических барьеров, но и коммуникативных, а именно формирование индивидуальных коммуникативных доступных маршрутов для лиц с психическими нарушениями. Определена целевая группа нуждающихся в данных когнитивных маршрутах лиц. Для развития подходов в сфере когнитивной доступности, по мнению фокус-группы, одним из пусковых механизмов развития системы доступной коммуникации является потребность в преодолении барьеров восприятия. Целостно решить эту задачу, почти по всем ответам респондентов (86 %), с учетом индивидуального и персонализированного подхода способна только мультидисциплинарная команда специалистов.

Заключение. Даны предложения по разработке маршрутоориентированного подхода как методологии когнитивной доступности, направленные на повышение доступности информации для лиц с психическими нарушениями (расстройствами адаптации, интеллектуальными, речевыми, расстройствами аутистического спектра (РАС)). Подчеркнута необходимость использования АДК, упрощенного языка для лиц с нарушениями психических и речевых функций как одного из факторов, способствующих соблюдению их гражданских прав, а также созданию доступной среды.

Ключевые слова: , , , , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Доступен по: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. (дата обращения: 17.02.2023).

2. Международная классификация функционирования. ограничений жизнедеятельности и здоровья. Доступен по: https://apps.who.int/classifications/ icfbrowser/. (дата обращения: 16.03.2023).

3. Подлесская В.И., Клокотова М.С. Влияние когнитивной доступности объекта на способ его репрезентации в речи / Экспериментальная психология. — 2021. — Т. 14. — № 4. — C. 90-107. DOI: 10.17759/exppsy.2021140405.

4. Уклонская Д.В., Хорошкова Ю.М. Факторы успешности речевой реабилитации после операций по удалению опухолей головы и шеи / Педагогика и психология образования — 2017. — № 1. — С. 162-168.

5. Павлов А.В. Аутичные дети пересказывают фильм: некоторые результаты психолингвистического эксперимента / Грамота. — 2016. — Т. 66. — № 12. — C. 147-149. Доступен по: www.gramota.net/ materials/2/2016/12-4/42.html. (дата обращения: 12.08.2023).

6. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. M.: Языки славянской культуры, 2013. — 448 с.

7. Конева Е.В., Драпак Е.В. Психология общения: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2016. — 204 с.

8. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. — 665 с.

9. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб: Питер, 2019. — 512 c.

10. ГОСТ Р ИСО 21801-1-2022 Когнитивная доступность: Ч.1 Общие руководящие указания: утвержден и введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2022 года № 1399-ст. Доступен по: https://docs.cntd. ru/document/1200194463?section=text. (дата обращения: 29.07.2023).

11. Бабкина М.Д. Ясный язык как средство обеспечения доступности информации: методические рекомендации. Предварительный национальный стандарт. Москва: Наш солнечный мир, 2021. — 144 с.

12. Владимирова О.Н., Чистякова Н.П., Мирошниченко О.А. Вопросы информационной доступности для людей с инвалидностью, имеющих ментальные нарушения, включая РАС / Аутизм и нарушения развития. — 2023. — Т. 21. — № 1. — C. 49-58. DOI: 10.17759/autdd.2023210106.

13. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Санкт-Петербург: Адис, 1994. — 303 с.

14. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями / Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: изд-во «Саратовский источник», 2017. — С. 7-16.

15. Шошмин А.В., Лорер В.В., Малькова С.В. Отдельные аспекты имплементации базового набора МКФ при расстройствах аутистического спектра в практике реабилитации и абилитации / Физическая и реабилитационная медицина. — 2020. — Т. 2. — № 4. — С. 51-58. DOI: 10.26211/2658-4522-2020-2-4-51-58.

16. Ишутина И.С., Аверочкина Э.Н., Ходаковский М.Д., Сокуров А.В. и др. Сопровождаемое проживание: оценка нуждаемости / Физическая и реабилитационная медицина — 2023. — Т. 5. — № 2. — С. 17-29. DOI: 10.26211/2658-4522-2023-5-2-17-29.

17. Перечень контрольных вопросов и рекомендаций (чек-лист) по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями. Доступен по: https://in-museum.ru/edocs/perechen-kontrolnyh-voprosov-i-rekomendaczij-chek-list-po-obespecheniyu-dostupnosti-muzeya-dlya-posetitelej-s-mentalnymi-osobennostyami/. (дата обращения: 12.08.2023).

18. Вечканова И.Г., Жукова А.Е., Юрченко Т.И. Кубики «Движение» — игровые технологии физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. СПб.: ООО «АЛЬМА», 2022. — 76 с.

19. Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования / под. ред. А.М. Царева. Псков: ФРЦ ИН ТМНР, 2018. — 204 с.

20. Щеглова Н.А., Защиринская О.В. Зрительное восприятие альтернативной коммуникации детьми с интеллектуальной недостаточностью / Петербургский психологический журнал — 2022. — № 41. — С. 86-109.

21. Болатаева Л.С., Ермилов Е.Б., Ивашкина Ю.Ю., Ковалёв В.А. и др. Маршрутоориентированный подход в создании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения: методические рекомендации. Санкт-Петербург : СПбИУВЭК, ООО «ЦИАЦАН», 2023. — 52 с.