Комплексный подход к организации реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях перманентного сопровождения

Авторы:

Фрилинг Татьяна Геннадьевна — директор Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Рассвет», ул. Рассветная, д. 10/2, г. Новосибирск, 630129, Российская Федерация. E-mail: cpd.rassvet@nso.ru

Рязанцева Светлана Александровна — заведующая отделением психолого-педагогической реабилитации «Содействие» Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Рассвет», ул. Рассветная, д. 10/2, г. Новосибирск, 630129, Российская Федерация. E-mail: rsaps83@mail.ru

Игнатенко Ольга Евгеньевна — руководитель Регионального ресурсного центра «Семья и дети» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», ул. Вилюйская, д. 28, г. Новосибирск, 630126, Российская Федерация. E-mail: fppd- 205@mail.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2021 Том: 3 Номер журнала: 3 

Страницы: 42-47

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 364.42/.44

DOI: 10.26211/2658-4522-2021-3-3-42-47

Аннотация:

Введение. В условиях формирования региональной системы комплексной реабилитации и абилитации особую значимость приобретают задачи построения такой модели сопровождения, которая бы обеспечила единообразие подходов, преемственность и постоянство в организации деятельности социальных служб, оказывающих услуги детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и их семьям.
На сегодняшний день в системе социального сопровождения проводится масштабная работа по локальному внедрению комплексных программных мероприятий. Прикладное значение такого опытно-экспериментального способа апробации программ трудно переоценить. Эта практика становится основным ориентиром в построении более эффективной модели помощи как на микро-, так и на макроуровнях.
Опыт деятельности Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр “Рассвет”» показывает, что основополагающей концепцией при разработке и реализации комплексных программ реабилитации и абилитации должна стать перманентная модель сопровождения.

Цель. Обоснование эффективности комплексного подхода к организации реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, актуализация принципа непрерывности, постоянства оказываемой поддерживаемой помощи (перманентность сопровождения).

Материалы и методы. Реализация программы комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на возрастных ступенях от раннего детства до раннего юношества проводилась на базе Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр “Рассвет”». Запуск программы осуществлялся в период с января по декабрь 2020 года в условиях реализации 42-дневного курса реабилитации. Целевая группа получателей услуг: семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от рождения до 18 лет, имеющие отклонения интеллектуального развития, нарушения речи, коммуникативного развития и адаптивного поведения, а также несформированность социально-бытовых умений и навыков. Перед началом курса и по его окончании проводилось комплексное психодиагностическое обследование детей, а также анкетирование родителей.

Результаты и обсуждение. Итоговое комплексное психодиагностическое обследование, проведенное специалистами междисциплинарного консилиума после реализации курса реабилитационных мероприятий (в рамках комплексной индивидуальной программы реабилитации), позволило констатировать положительную динамику изменений. У целевой группы детей наблюдалось: объективное уменьшение последствий нарушений, ограничений жизнедеятельности; приближение показателей физического, психического развития к индивидуальным нормативам.
Анкетирование родителей детей до и после проведенного курса реабилитации позволило выявить положительные изменения психоэмоционального состояния ребенка, прогрессивное развитие речи, коммуникации, сенсорного развития (формирования сенсорных эталонов), навыков самообслуживания.
По итогам обратной связи, полученной от семьи, участвующей в реабилитационном процессе и получаю- щей дополнительно услуги специально организованных сервисов (для родителей), отмечается: общее улучшение качества жизни семьи; повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, обучения, развития своего ребенка; более активное включение членов семьи в реабилитационный процесс и перенос реабилитационного опыта помощи ребенку в домашние условия.

Заключение. Опыт внедрения комплексной программы реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на возрастных ступенях от раннего детства до раннего юношества безусловно положителен. Основными инструментами эффективной реабилитации стали перманентный подход, комплексность и междисциплинарность.

Ключевые слова: , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Игнатенко О.Е., Марущак Е.Б. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (региональный опыт) // Комплексные исследования детства. 2020. Т.2. №4. С. 255-262.

2. Марущак Е.Б. Особенности проектирования программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций 2019. №3(55). С. 28-33.

3. Порохина Ж.В., Ярков А.А. Современное состояние системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: проблемы и пути развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 40. — URL: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-no-40/current-state-of-the-system- of-complex-rehabilitation-of-invalids-in-the-russian- federation-problems-and-ways-of-development (Дата обращения: 20.03.2021).

4. Ранняя помощь детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и их семьям в организациях социальной сферы (региональный опыт): учебно-методическое пособие / О.Е. Игнатенко, Е.Б. Марущак, Д.А. Гасенко, В.А. Акиншин; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет; Министерство труда и социального развития Новосибирской области. — Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2020. 186 с.

5. Федеральный реестр инвалидов. Численность детей-инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost- detei?territory=undefined (Дата обращения 24.04.2021).