Оценка функционирования ребенка-инвалида c аутизмом (клинический случай)

Авторы:

Пономаренко Геннадий Николаевич — член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; заведующий кафедрой физической и реабилитационной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Пискаревский пр., д. 47, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: ponomarenko_g@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-7853-4473.

Лиманкин Олег Васильевич — доктор медицинских наук, главный психиатр-эксперт Росздравнадзора по Северо-Западному ФО Российской Федерации, вице-президент Российского общества психиатров, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации; главный врач СПб ГБУЗ «Больница им. П.П. Кащенко» Минздрава России, Меньковская ул., д. 10, с. Никольское, Гатчинский р-он, Ленинградская обл., 188357, Российская Федерация; профессор кафедры психотерапии, сексологии и медицинской психологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Пискаревский пр., д. 47, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: hospital@kaschenko-spb.ru.

Чистякова Наталья Петровна — доцент кафедры социальной психиатрии и психологии Института дополнительного профессионального образования, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Большой Сампсониевский пр., д. 11/12, Санкт-Петербург, 194044, Российская Федерация; e-mail: npch74@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7841-0953.

В рубрике: Обзоры

Год: 2023 Том: 5 Номер журнала: 4 

Страницы: 95-105

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 616.896

DOI: 10.26211/2658-4522-2023-5-4-95-105

Аннотация:

Введение. Актуальность настоящего исследования определяется высокими показателями заболеваемости и первичной детской инвалидности вследствие аутизма, а также высокой социальной значимостью мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации детей с данной патологией.

Цель. Провести комплексную оценку функционирования ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) в соответствии с доменами базового набора Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, 2001).

Материалы и методы. На основании методов экспертно-реабилитационной диагностики, с учетом возраста ребенка, а также использования адаптированных опросников World Health Organization disability assessment schedule (WHO DASH) и ICF CHECKLIST произведена дименсиональная оценка доменов базового набора МКФ для детей с РАС трех возрастных периодов (0-5 лет, 6-16 лет, 17 лет и старше) с использованием определителей МКФ. В исследовании приняли участие 224 ребенка в возрасте от 2 до 17 лет, первично признанных инвалидами вследствие детского и атипичного аутизма в г. Санкт-Петербурге за период с 2016 по 2021 гг., обязательным критерием включения в данную группу было наличие коморбидной симптоматики аутизма (речевые, интеллектуальные, когнитивные, неврологические нарушения).

Результаты. Выделены и количественно оценены основные домены функций, структур организма, активности и участия, факторов окружающей среды, играющие наибольшую роль в функционировании ребенка-инвалида с РАС. В структуре функций организма превалировали тяжелые нарушения умственных функций (56,8 %), наиболее выраженные — в сфере нарушения социального взаимодействия и коммуникации (домен b122) и в когнитивной сфере (домены b140, b144, b1603). Проблемы в интеллектуальной сфере (домен b117) различной степени выраженности выявлены у 99,1 % детей данной группы. В 100 % случаев нарушения умственных функций сочетались с нарушениями функции голоса и речи (домены b16700, b16710), в случае детского аутизма превалировали умеренные проблемы (47,6 %), в случае атипичного — тяжелые (53,6 %). Оценка категорий активности и участия выявила нарушения по доменам, соответствующим категориям «Обучение» (в 100 % случаев), «Общение» (в 100 % случаев), «Самообслуживание» (в 73,1 % случаев) и «Главные сферы жизни, межличностные отношения» (95,0 % случаев). Выявлены ограничивающие (барьеры) и облегчающие (фасилитаторы) факторы окружающей среды, влияющие на функционирование ребенка с РАС. По результатам исследования приведен пример комплексной оценки функционирования ребенка в возрасте 7 лет с диагнозом «Детский аутизм».

Обсуждение. Приведенный клинический случай и проведенная экспертно-реабилитационная диагностика функционирования ребенка на основе доменов базового набора МКФ при РАС показала наличие нарушений на всех уровнях жизнедеятельности (организм — личность — общество). Наглядно описание функционирования и ресурсов ребенка представлено в категориальном профиле, где каждая категория является отдельным мероприятием для достижения реабилитационной цели.

Заключение. Комплексная экспертно-реабилитационная диагностика аутизма в соответствии с доменами базового набора МКФ направлена на все аспекты функционирования ребенка, что позволяет применять ее в различные возрастные периоды развития ребенка на всех этапах реабилитационного цикла (этапе оценки исходного состояния, постановки цели реабилитации, вмешательства и оценке результата).

Ключевые слова: , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Доступен по: https://legalacts.ru/ doc/kontseptsijasovershenstvovanija-gosudarstvennoi-sistemy-mediko-sotsialnoi-ekspertizy-i/. (дата обращения: 05.10.2023).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. Доступен по: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. (дата обращения: 07.10.2023).

3. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). СПб: Человек, 2017. — 262 с.

4. Состояние и динамика инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации: доклад ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России / Под ред. М.А. Дымочки. М.: ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2021. — 436 с.

5. Макушкин Е.В., Макаров И.В., Пашковский В.Э. Распространенность аутизма: подлинная и мнимая // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2019. — Т.119. — № 2. — С. 80-86. DOI: 10.17116/jnevro201911902180.

6. Centers for Disease Control and Prevention. Screening and diagnosis of autism spectrum disorder. Доступен по: https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/ screening. (дата обращения: 27.09.2023).

7. Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Якупова Л.П. и др. Современные клинико-биологические, профилактические и абилитационно-реабилитацион-ные аспекты расстройств аутистического спектра в Российской Федерации // Дети. Общество. Будущее: сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». — Москва: ООО Изд-во «КноРус», 2020. — С. 297-300. DOI: 10.37752/9785406029381-93.

8. МКБ 10. Международная классификация болезней 10-го пересмотра, версия: 2019. Доступен по: https:// mkb-10.com/index.php?pid=4429. (дата обращения: 15.10.2023).

9. World Health Organization. International classification of diseases for mortality and morbidity statistics (11th Revision). Доступен по: https://icd. who.int/ browse11/ l-m/en. (дата обращения: 29.09.2023).

10. Reed GM, First MB, Kogan СБ et al. Innovations and changes in the ICD-11 classification of mental, behavioural and neurodevelopmental disorder. World Psychiatry. 2019;18(1):3-18. DOI:10.1002/wps.20611.

11. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. 992 p.

12. Смычек В.Б., Емельянцева Т.А. Медицинская реабилитация детей с психическими и поведенческими расстройствами, основанная на оценке функционирования по кодам МКФ с учетом возрастных особенностей // Инновационные технологии реабилитации: наука и практика: сборник статей II Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2019 г. — СПб.: OOO «ЦИАЦАН», 2019. — С. 150-155.

13. WHO ICF-CY Developmental Code Sets. Доступен по: http:// www.icf-cydevelopmentalcodesets.com/Home_ Page.html. (дата обращения: 07.10.2023).

14. Шошмин А.В., Лорер В.В., Малькова С.В. Отдельные аспекты имплементации базового набора МКФ при расстройствах аутистического спектра в практике реабилитации и абилитации // Физическая и реабилитационная медицина. — 2020. — Т. 2. — № 4. — С. 51-58. DOI: 10.26211/2658-4522-2020-2-4-51-58.

15. Чистякова Н.П., Литвинцев С.В., Помников В.Г. Возможности экспертной количественной оценки синдрома аутизма у детей // Актуальные проблемы неврологии: сборник трудов XV научно-практической конференции неврологов Северо-Западного Федерального округа с международным участием, Сыктывкар, 7-8 апреля 2022 г. — Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2022. — С. 119-122.

16. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — 3-е изд. М.: Теревинф, 2005. — 284 с.

17. Wing, L. The continuum of autistic characteristics. Diagnosis and Assessment in Autism, ed. by E Schopler, GB Mesibov. New York: Plenum Press, 1988:91-110.
References