Оценка потребности участников боевых действий в реабилитационной помощи

Авторы:

Бахтина Ирина Сергеевна — кандидат медицинских наук, директор ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский Центр последипломного образования работников здравоохранения ФМБА России», пр. Луначарского, д. 41, Санкт-Петербург, 194291, Российская Федерация; e-mail: ibakhtina@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-4046-0605.

Болотин Иван Сергеевич — доктор социологических наук, профессор; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Волоколамское шоссе, д. 4, Москва, 125993, Российская Федерация.

Задорожнюк Иван Евдокимович — доктор философских наук, профессор; Негосударственное образовательное учреждение «Международная педагогическая академия», 4-й Рощинский пр., д. 9А, Москва, 115191, Российская Федерация.

Калинина Светлана Алексеевна — кандидат медицинских наук, преподаватель ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский Центр последипломного образования работников здравоохранения ФМБА России», пр. Луначарского, д. 41, Санкт-Петербург, 194291, Российская Федерация; e-mail: kalinina@spbcpo.ru; https://orcid.org/0000-0003-1033-5210.

Гардеробова Лариса Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора по научнометодической работе ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский Центр последипломного образования работников здравоохранения ФМБА России», пр. Луначарского, д. 41, Санкт-Петербург, 194291, Российская Федерация; e-mail: lvg@ spbcpo.ru; https://orcid.org/0000-0001-5191-8741.

Болотина Дарья Ивановна — кандидат культурологии, учёный секретарь Института Русского наследия имени святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, 4-я линия В.О., д. 65 лит А, помещение 202-н, офис 1, Санкт-Петербург, 199178, Российская Федерация; тел.: +79006236059, e-mail: dibolotina@gmail.com.

Гришина Людмила Владимировна — руководитель учебного центра и проекта «Территория безопасности. Проект «Ангел», 1-й Лучевой просек, 7, стр. 3, Москва, 107113, Российская Федерация; e-mail: angel4grishina@yandex.ru.

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2023 Том: 5 Номер журнала: 3 

Страницы: 34-40

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 616- 036.86

DOI: 10.26211/2658-4522-2023-5-3-34-40

Аннотация:

Введение. Современная медико-социальная ситуация, сформировавшаяся в ходе специальной военной операции, требует от профессионального медицинского сообщества готовности к проведению массовых реабилитационных мероприятий, направленных на участников боевых действий и пострадавшее мирное население. При этом должны реализовываться современные холистические принципы организации реабилитационной помощи.

Цель. Изучение потребности участников боевых действий в комплексной реабилитации.

Материалы и методы. Настоящая публикация представляет результаты первого этапа комплексного организационно-клинического сестринского исследования, в ходе которого выполнялось анкетирование участников локальных военных конфликтов и мирного населения, пострадавшего от боевых действий. Самооценка пациента производилась путем заполнения специально разработанной анкеты. В исследовании объемом 77 единиц 58% составили мужчины и 42% — женщины; возрастная структура: 22,5% (муж.) и 6,9% (жен.) — 18-27 лет; 50,0% (муж.) и 55,1% (жен.) — 28 — 47 лет, 20,0% (муж.) и 31,1% (жен.) — 48 — 55 лет; 6,9% (жен.) и 7,5% (муж.) — старше 56 лет; На момент исследования 31,4% принимали участие в боевых действиях, 8,7% завершили участие менее месяца назад, 14,5% — от 1 до 12 месяцев, 23,3% принимали участие в боевых действиях в период 2014 — 2015 гг., 17,7% участвовали в прежних локальных военных конфликтах более 10 лет назад. Половина опрошенных лиц (49,5%) являлись ополченцами, 32,5% — гражданскими лицами, 17,8% — военнослужащие или сотрудники полиции периода 1999-2009 гг. Рассчитаны структурные показатели и частота встречаемости структурных и функциональных нарушений, ограничений активности и участия в жизни общества.

Результаты. Участники военных действий, не получившие серьезных ранений, не проходили медицинского обследования (39,1%), прочие обращались к врачу по поводу: черепно-мозговой травмы (31,8%), заболеваний сердечно-сосудистой системы (40,6%), заболеваний желудочно-кишечного тракта (11,6%), болезней органов слуха и зрения (по 17,4%); расстройств психики и поведения (8,7%). Структурные нарушения имели 67,0%, функциональные нарушения — 95,2%; чаще встречались шрамы от ранений (25,7%), переломы костей конечностей (8,2%), обезображивание черт лица (5,5%), инородные тела и осколки (5,8%), а также хронический болевой синдром (12,0%), астено-вегетативный синдром (10,4%); снижение толерантности к физическим (10,4%) и интеллектуальным (5,6%) нагрузкам. Ограничения активности и участия отмечали 64,8% опрошенных лиц, включая ограничения мобильности (7,0%), самоухода (7,0%), бытовой (11,0%) и профессиональной (10,2%) активности, общения (25,1%). Также 96,6% респондентов жаловались на изменения психики и поведения, чаще на раздражительность (10,8%), тревожность (15,2%), астению (6,1%), нарушения сна (17,8%) и аппетита (5,0%), нарушения адаптации (10,4%).

Обсуждение. Социально-гигиенический портрет участника боевых действий, преимущественно в статусе добровольца, представляет собой мужчину или женщину среднего возраста, состоящих в зарегистрированном браке, разведенные (преимущественно мужчины) или вдовые (исключительно женщины). Они обращались за стационарной медицинской помощью при ранениях средней тяжести, реже —к частнопрактикующим специалистам или амбулаторно, а в случае легких ранений или отсутствия таковых не проходили медицинских обследований и реабилитационных мероприятий.

Заключение. Большинство респондентов, принявших участие в боевых действиях, сталкиваются с умеренными или легкими ограничениями нарушениями функций, ограничениями активности и участия, преимущественно обусловленными расстройствами вегетативной нервной системы и последствиями посттравматического стрессового расстройства, что требует от медицинской сестры осуществления динамического мониторинга основных показателей, обучения пациентов и членов их семей приемам самоконтроля и реабилитации. Необходимо включать данную тему в программы дополнительного профессионального образования среднего медицинского персонала по специальностям «Сестринское дело», «Реабилитационное сестринское дело» и «Медико-социальная помощь».

Ключевые слова: , , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых» / Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 788н. Доступен по: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74581688/. (дата обращения: 13.03.2023).

2. Ичитовкина Е.Г. Клинические и социально-психологические особенности комбатантов министерства внутренних дел при воздействии стресс-факторов боевой обстановки: автореф. … дис. кан. мед. наук. — Архангельск: 2011. — 21 с.

3. Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Соловьев А.Г. Психическое здоровье комбатантов через месяц после исполнения оперативно-служебных задач в особых условиях // Неврологический вестник. — 2018. — № 4. — C. 92-94.

4. Рассоха А.А., Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Соловьев А.Г. Динамика формирования психических расстройству комбатантов МВД России. // Медикобиологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2022. — № 2. — С. 52-59.

5. Соловьев А.Г., Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Давыдова Н.Е., и др. Организация лечебно-реабилитационной помощи комбатантам с пограничными психическими расстройствами // Экология человека. — 2019. -№ 5. — С. 60-64.

6. Васильева А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство в центре международных исследований: от «солдатского сердца» к МКБ-11 // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2022. — Т. 122. — № 10. — С.72-81.

7. Руднев А. И. Медицинская реабилитация военнослужащих после минно-взрывной травмы: автореф. … дис. кан. мед. наук. — М.: 2012. — 25 с.

8. Баркенхоева А.Б., Раевская А.И., Карпов А.С., Бабенко Д.В. и др. Влияние минно-взрывной травмы на нервную систему и организм человека // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — №5. Доступен по: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=32010. (дата обращения: 13.03.2023).