Особенности неврологического и соматического статуса детей младшего возраста с расстройствами аутистического спектра

Авторы:

Иванова Виолетта Андреевна — заведующий отделением медицинской реабилитации Детского реабилитационно-восстановительного центра Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Большой Сампсониевский пр., 11 Б, Санкт-Петербург, 194044, Российская Федерация, тел.: 89811888202, e-mal: abstraction@yandex.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2020 Том: 2 Номер журнала: 3 

Страницы: 49-56

Тип статьи: научно-практическая

УДК: 616.896-053.4

DOI: 10.26211/2658-4522-2020-2-3-49-56

Аннотация:

Введение. В практике детского невролога в последние годы существенно возросло число детей младшего возраста с речевыми и коммуникативными расстройствами. Часть этих расстройств является проявлением дисфазии развития. Однако существенный процент детей младшего возраста с речевыми и коммуникативными нарушениями демонстрирует, помимо речевых расстройств, симптомы нарушения социальной коммуникации и ограниченного поведения, клинические проявления которых соответствуют диагностическим критериям расстройств аутистического спектра. В структуре здравоохранения Российской Федерации диагностика расстройств аутистического спектра традиционно лежит на плечах детского психиатра, однако с ранними проявлениями симптомов, характерных для спектра этих расстройств, в первую очередь сталкиваются на рутинном приеме педиатры и детские неврологи. Причины роста числа детей с симптомами расстройств аутистического спектра до конца не изучены, однако доказано, что раннее выявление и своевременная коррекция данных нарушений, а также часто сопутствующих им соматических расстройств существенно улучшает дальнейший прогноз в плане развития и социализации пациентов. Этот факт возлагает на педиатров и детских неврологов большую ответственность за своевременное распознавание данных состояний и составление верного диагностического маршрута.
Цель. Изучить особенности анамнеза, жалоб, неврологического, соматического и вегетативного статуса, нейрофизиологических параметров у детей с нарушениями развития речи и социальной коммуникации в структуре расстройств аутистического спектра и сравнить эти показатели с двумя контрольными группами. Определить частые сопутствующие медицинские проблемы и основные точки приложения для их коррекции при разработке индивидуальной программы медицинской реабилитации.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Детского реабилитационно-восстановительного центра ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта в 2019-2020 годах. В исследовании участвовали 197 детей дошкольного возраста. В основную группу был включен 91 ребенок с нарушениями речи и социальной коммуникации, отвечающими диагностическим критериям расстройств аутистического спектра. Две группы контроля составили 68 детей с дисфазией развития и 38 детей с двигательными и речевыми расстройствами в структуре детского церебрального паралича. Средний возраст детей во всех группах составлял 4,3 года. Оценка состояния каждого ребенка проводилась командой специалистов, включающей помимо детского невролога, детского психиатра, педиатра, ортопеда, врача лечебной физкультуры, врача-физиотерапевта, медицинского психолога, логопеда, игрового терапевта, нейропсихолога.
Диагностика расстройств аутистического спектра проводилась психиатром с использованием данных международных стандартизированных опросников.
Результаты и обсуждение. Во всех исследуемых группах, по данным изучения пре- и постнатального анамнеза, выявлено повышенное количество факторов риска повреждения нервной системы, однако отдельные патогенные факторы и периоды их воздействия на развивающийся организм в различных группах имели отличия.
Объективный неврологический осмотр в группе расстройств аутистического спектра выявил высокую частоту наличия диссоциации мышечного тонуса и выраженности диффузной гипотонии наряду с нарушением координации. Отличие группы детского церебрального паралича от основной группы заключалась в выявлении более грубого неврологического дефицита при сохранности эмоциональной сферы. Особенность группы дисфазии развития состоит в более частом обнаружении рассеянной неврологической микросимптоматики, сопровождающей речевые расстройства. Диффузное снижение мышечного тонуса как характерный признак встречалось как в группе расстройств аутистического спектра, так и в группе дисфазии развития, однако степень выраженности признака была выше в основной группе. Паттерны эпилептической активности одинаково часто встречались в группах детей с церебральным параличом и в основной группе. Встречаемость бессимптомной эпилептической активности в группе детей с дисфазией развития была ниже. В ходе исследования была установлена более частая распространенность скрытых соматических и вегетативных жалоб в группе детей с расстройствами аутистического спектра в сравнении с двумя контрольными группами. Также было установлено, что дети с расстройствами аутистического спектра в большем числе случаев имели соматические и вегетативные нарушения и для сохранения стабильного состояния вынуждены были задействовать избыточную центральную активацию вегетативных резервов.
Выводы. Полученные данные выявляют характерные отличия неврологического, соматического и вегетативного статуса в группе детей с расстройствами аутистического спектра, которые следует учитывать при диагностике и составлении индивидуальной программы реабилитации с целью улучшения реабилитационного прогноза.

Ключевые слова: , , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and 1. Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder; 2018.
2. American Psychiatric Association . Diagnostic and 2. Statistical Manual of Mental disorders. DSM-5. Washington (USA): American Psychiatric Association;2013. 3.
3. Eya-Mist Rodgard et al. Temporal Changes in Effect Sizes of Studies Comparing Individuals With and Without Autism: A Meta-analysis// JAMA Psychiatry.2019 Aug21; 76(11):1124-1132. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2019.1956. Online ahead of print.
4. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра / под ред. Н.В. Симашковой, Т.П. Клюшник. — М.: ГОЭТАР-Медиа, 2016. — 288 с.
5. Ньокиктьен, Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 / Ч. Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред. Н.Н. Заваденко. — 2-е изд. — М.: Теревинф, 2018. — 336 с.
6. Bujnakova I., Ondrejka I., Mestanik M. et al. Autism spectrum disorder is associated with autonomic underarousal // Physiol. Res. — 2016. — Vol. 65 (5). — P. 673-682
7. Mark J Taylor et al. Etiology of Autism Spectrum Disorders and Autistic Traits Over Time// JAMA Psychiatry. 2020 May 6; e200680. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2020.0680. Online ahead of print.
8. Margaret L Bauman Medical Comorbidities in
Autism: Challenges to Diagnosis and Treatment // Neurotherapeutics. 2010 Jul;7(3):320-7. doi: 10.1016/j.nurt.2010.06.001.