Разумовский Михаил Израилевич — доктор медицинских наук, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация, тел. +79217557106; e-mail: razumir@mail.ru.
Разумовская Анна Михайловна — доктор медицинских наук, доцент кафедры неврологии, медико-социальной экспертизы и реабилитации, ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, Большой Сампсониевский пр., д. 11/12, Санкт-Петербург, 194044, Российская Федерация; тел. +79500311561; e-mail: amrazum@mail.ru.
Коровянский Юрий Алексеевич — кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог высшей категории, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация.
В рубрике: Оригинальные исследования
Год: 2022 Том: 4 Номер журнала: 4
Страницы: 58-66
Тип статьи: scientific and practical
УДК: 617.7
DOI: 10.26211/2658-4522-2022-4-4-58-66
Введение. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства вследствие нарушений зрительных функций. Однако для наиболее эффективного проведения адаптивных оздоровительных мероприятий требуется создание благоприятной окружающей среды.
Цель. Определение особенностей окружающей среды для осуществления физической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства вследствие нарушений зрительных функций.
Материалы и методы. В исследования участвовали дети-инвалиды и инвалиды с детства вследствие нарушений зрительных функций. Исследование проводилось методом интервьюирования.
Результаты. Определены основные потребности детей-инвалидов и инвалидов с детства вследствие нарушений зрительных функций в сфере физической реабилитации и на основе этого выявлены особенности окружающей среды для осуществления адаптивной физической культуры этого контингента. Разработана система группового распределения инвалидов с различными заболеваниями органа зрения для проведения оздоровительных мероприятий.
Обсуждение. Определение основных потребностей детей-инвалидов и инвалидов с детства вследствие нарушений зрительных функций в сфере физической реабилитации, позволило выявить особенности окружающей среды для осуществления занятий адаптивной физической культурой этого контингента и достижения положительных результатов физического совершенствования основных двигательных и спортивных навыков.
Разработанная система группового распределения детей-инвалидов и инвалидов с детства с различными заболеваниями органа зрения для проведения оздоровительных мероприятий, основана на выводах ряда авторов, что максимальный оздоровительный эффект проведения оздоровительных мероприятий достигается при соответствии рационально сбалансированных по направленности, мощности и объёму физических упражнений индивидуальным физическим возможностям с учетом инвалидизирующей и сопутствующей патологии и с учетом критериев: состояние здоровья, характер глазной патологии, общая физическая подготовленность и уровень психологической готовности.
Для достижения максимального реабилитационного эффекта проведения занятий адаптивной физической культурой и других оздоровительных мероприятий необходимо обеспечить не только соответствие мощности и объёма физической нагрузки упражнений индивидуальным физическим возможностям организма, но и особенности окружающей среды, создаваемой для детей-инвалидов и инвалидов с детства вследствие глубокого нарушения зрительных функций.
Заключение. Проведенные исследования показали, что основой результатов занятий адаптивной физкультурой у детей-инвалидов и инвалидов с детства вследствие глубокого нарушения зрительных функций является закрепление предыдущего двигательного опыта, полученного ранее, а именно — физическое совершенствование основных двигательных и спортивных навыков с учетом патологии занимающегося.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура (физическая реабилитация), дети-инвалиды, инвалиды с детства, нарушения зрительных функций, окружающая среда
1. Бычкова Ю.Е., Щербинина Ю.Л. Голбол в системе комплексной реабилитации подростков с патологией зрения / Вестник ТГПУ. — 2016. — Т. 1. — № 166. — С. 18-21.
2. Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д., Пузин С.Н., Султанова О.А. и др. Врачебный контроль в физической культуре: учебное пособие для студентов медицинских вузов. — М.: ООО «Триада — Х», 2012. — 130 с.
3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации / Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ. Доступен по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_73038/. (дата обращения: 03.04.2022).
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ. Доступен по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_148576/. (дата обращения: 03.04.2022).
5. Высоцкая Т.П., Бочкарева С.И., Копылова Н.Е., Ростеванов А.Г. и др. Адаптивный спорт: развитие и организация: учебное пособие / Под общ. ред. С.Ю. Нарциссовой. — М.: Академия МНЭПУ, 2020. — 212 с.
6. Евсеев С.Л., Пономаренко Г.Н., Владимирова О.Н., Дидур М.Д. Адаптивная физическая культура и спорт в реабилитации и абилитации. — СПб.: ЦИАЦАН, 2018. — 184с.
7. Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступен по: https://docs.cntd.ru/document/902389617. (дата обращения: 04.04.2022).