Пятакова Галина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., д. 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация; e-mail: pyatakova@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-9830-9959.
Осипова Анна Дмитриевна — студент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., д. 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация; e-mail: anutka.osipova.1999@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-4137-6894.
Зорин Вячеслав Иванович — кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера» Минздрава России, ул. Парковая, д. 64-68, г. Пушкин, Санкт-Петербург, 196603, Российская Федерация; e-mail: zoringlu@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-9712-5509.
Бриль Михаил Сергеевич — кандидат психологических наук, и.о. заведующего кафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., д. 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация; e-mail: brimis@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-4428-7432.
Баиндурашвили Алексей Георгиевич — доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, президент ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера» Минздрава России, ул. Парковая, д. 64-68, г. Пушкин, Санкт-Петербург, 196603, Российская Федерация; e-mail: turner011@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8123-6944.
В рубрике: Оригинальные исследования
Год: 2024 Том: 6 Номер журнала: 1
Страницы: 31-41
Тип статьи: scientific and practical
УДК: 159.9:364.262
DOI: 10.26211/2658-4522-2024-6-1-31-41
Введение. Психологические последствия тяжелой физической травмы, полученной при разных обстоятельствах, проявляются в переживаниях кризисного уровня. В подростковом возрасте острые эмоциональные состояния кризиса обстоятельств могут быть поддержаны переживаниями нормативного кризиса. Психологические проблемы травмированных подростков представляют собой дезадаптационные нарушения и выступают в процессе медицинской реабилитации в виде низкой мотивации к лечению, отсутствия воли к выздоровлению, появления признаков «синдрома отмены». Важное значение для преодоления этих трудностей имеет процесс построения реалистичной временной перспективы и формирования позитивного отношения к будущему у пациентов травматологического профиля.
Цель. Изучение специфики отношения к будущему у подростков с последствиями тяжелой физической травмы для прогнозирования особенностей их мотивации и поведения в процессе медицинской реабилитации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие подростки 12-17 лет: 20 подростков с последствиями тяжелых физических травм (из них 10 подростков получили травмы в результате дорожно-транспортного происшествия и 7 — в результате падения с высоты) и 24 здоровых подростка. Применялись клинико-психологический и психодиагностические методы исследования. Проводилась математикостатистическая обработка данных.
Результаты. В подростковом возрасте как у лиц без опыта физической травматизации, так и у подростков, получивших тяжелые физические травмы, преобладает позитивное отношение к собственному будущему, проявляющееся в надежде на преодоление всех жизненных трудностей. У подростков, получивших тяжелую физическую травму, выявлена низкая ориентированность, неопределенность в отношении собственного будущего. Выявлены различия в отношении к будущему у подростков, получивших травму в результате кататравмы и пациентов, пострадавших в результате автотравмы.
Обсуждение. Перенесенные механические повреждения, обуславливающие стойкий функциональный дефицит, определяют развитие психологической дезадаптации. В частности, подростки, пережившие ката-травму, представляют собой группу риска по проявлениям безнадежности, беспомощности и суицидального риска. Психологическая помощь, применение корригирующих методик может рассматриваться важным элементом в комплексном лечении и реабилитации пациентов, перенёсших высокоэнергетическую травму, с множественными повреждениями опорно-двигательного аппарата.
Заключение. Психологическая помощь подросткам, получившим физическую травму, должна включать терапию временной перспективы, опирающуюся на упрочение надежды, позитивного отношения к будущему, формирование адекватных, реалистических целей. Особого профессионального внимания врачей и медицинских психологов требуют пациенты, пострадавшие в результате кататравмы.
Ключевые слова: автотравма, безнадежность, временная перспектива, кататравма, отношение к будущему, подростки, травма
1. Баиндурашвили А.Г., Шапиро К.И, Дрожжина Л.А., Вишняков А.Н. Показатели динамики травм костно-мышечной системы у детей Санкт- Петербурга в современных условиях // Педиатр. — 2016. — Т. 7. — Вып. 2. — C. 113-120.
2. Синица Н.С., Кравцов С.А., Мещеряков С.А. Тяжелая кататравма у детей. Интегративный подход в лечении // Политравма. — 2018. — №4. — С. 60-75.
3. Канавина С. С. Формирование позитивной временной перспективы и снижение уровня безнадежности в первичной профилактике суицидального поведения среди подростков // Baikal Research Journal: электронный научный журнал Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 9. — № 4. — C. 1-13.
4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. M.: Смысл, 1998. — 109 с.
5. Пахомова М.А., Петрова Е.Ю. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями физической травмы методом восстановления микродвигатель-ных реакций // Журнал «Педиатр». — 2016. — Т.7. — Вып. 3. — С. 136-146.
6. Федунина Н.Ю., Грушко А.И., Ковалева А.В., Банников Г.С. Случай консультирования по поводу спортивной травмы на основе метода Пьера Жане // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — № 2. — С. 56-75.
7. Пятакова Г.В. Лебедева Е.И., Потявина В.В., Церфус Д.Н. Возрастные и индивидуально- психологические факторы развития ПТС у детей с последствиями физических повреждений, требующих медицинского восстановительного лечения // Журнал: Wiadomosci Lekarskie. — 2016. — Том LXIX. — № 6. — С. 750-758.
8. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. M., 2007. — 77 с.
9. Пятакова Г.В, Кожевникова А.О., Кудрявцева С.В. Защитное поведение подростков с приобретенными ортопедическими заболеваниями в условиях восстановительного лечения // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. — 2020. — Т. 8. — № 1. — С. 43-52.
10. Нюттен Дж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
11. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
12. Дорохов М.Б. Эмпирическое исследование изменения «временных перспектив» в психотравматической ситуации // Научно-исследовательские публикации. — 2014. — Т. 5. — № 1. — С. 142-153.
13. Кошенова М.И. Проблема формирования «Образа будущего» у детей с ограниченными возможностями здоровья // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2018. — №3. — С. 43-59.
14. БелобрыкинаО.А.,Солоницына М.А.Диагностическая информативность методики «Шкала безнадежности А.Т. Бека»: проблемы практического применения // PEM: Psychology. Educology. Medicine». — 2019. — № 1. — С. 34-61.
15. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. / Пер. с англ. О. Гатановой. СПб.: Речь, 2010. — 352 с.
16. Павлова Н.С., Сергиенко Л.А. Исследование качества жизни, связанного со здоровьем, во взаимосвязи с временной перспективой на этапе позднего онтогенеза // Вестник костромского государственного университета. Серия педагогика. Психология. Социокинетика. — 2020. — Т. 26. — №2. — С. 47-55.