Мирошниченко Оксана Анатольевна — кандидат психологических наук, директор Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: miroshnichenko_oa@frcds.ru; https://orcid.org/0000-0002-6327-1567.
Травникова Ника Германовна — кандидат психологических наук, доцент, руководитель учебно-методического отдела Института дополнительного профессионального образования, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: nachotdel@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-8410-6360.
Вечканова Ирина Геннадьевна — кандидат педагогических наук, начальник отдела проектной деятельности Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: vechkanova_ig@frcds.ru; https://orcid.org/0000-0001-6024-7820.
Матвеева Марина Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, методист консультационно-методического отдела Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минитруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: zavkab@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-6125-2314.
Родин Евгений Викторович — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Института дополнительного профессионального образования, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: erodine1980@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-4980-3536.
Чистякова Наталья Петровна — доцент кафедры социальной психиатрии и психологии Института дополнительного профессионального образования, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: npch74@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7841-0953.
В рубрике: Оригинальные исследования
Год: 2024 Том: 6 Номер журнала: 3
Страницы: 62-74
Тип статьи: scientific and practical
УДК: 364.075.1/2; 376; 378.046.4
DOI: 10.26211/2658-4522-2024-6-3-62-74
Введение. Современный этап государственной политики характеризуется активной позицией по включению инвалидов в социум, в том числе и по организации реабилитационного и абилитационного процесса в учреждениях разной ведомственной принадлежности. Это связано с национальной стратегией и определением последовательности мероприятий и этапов поддержки лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Одним из ключевых вопросов организации данного процесса является подготовка кадров для обеспечения инвалидам доступности услуг, включая доступность в широком смысле этого понятия.
Цель. Анализ текущего состояния организационно-правового и научно-методического обеспечения по совершенствованию системы подготовки и непрерывного повышения квалификации руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также специалистов по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе в вопросах доступности.
Материалы и методы. Методология исследования включает в себя изучение и аналитическое обобщение состояния системы подготовки кадров для комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Для оценки и обобщения применен метод эмпирического исследования, основанный на опросе респондентов пилотных регионов для получения информации о типовых подходах в системе подготовки кадров. Для обработки данных применялись методы описательной статистики. Статистическая обработка проведена с использованием программы Excel, также использован сравнительно-правовой анализ для изучения региональных программ путем сопоставления одноименных правовых норм и практики их применения.
Результаты. По итогам анкетирования образовательных организаций пилотных регионов следует отметить, что система дополнительного профессионального образования специалистов комплексной реабилитации в Свердловской и Тюменской областях находится на этапе формирования, при этом имеется потенциал к дальнейшему развитию, поскольку отмечалось: наличие учебных заведений (семь), образовательных программ (двадцать две), опытных и квалифицированных преподавателей. Таким образом, в пилотных регионах специалисты сферы комплексной реабилитации имеют возможность повысить свою квалификацию и выбрать подходящую программу по вопросам психолого-педагогической реабилитации, общим и организационным вопросам реабилитации, по педагогической реабилитации, по вопросам логопедической работы, также есть одна программа по вопросам технологий сопровождаемого проживания.
Обсуждение. К рискам, которые не позволяют в полном объеме обеспечить развитие системы подготовки кадров по направлению комплексной реабилитации следует отнести: разрабатываемые программы дополнительного профессионального образования охватывают неполный спектр специальностей, в том числе в вопросах доступности; реализация востребованных программ осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также привлечения финансирования физических лиц, не используются возможности поддержки грантами и средства юридических лиц; квалифицированные педагоги-преподаватели имеют узкий круг специальностей, их мало, что не позволяет быстро расширить возможности обучения, в том числе по вопросам доступности.
Заключение. Разработаны обоснованные предложения по совершенствованию системы подготовки кадров для комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включая вопросы доступности, представлена модель с содержательными структурными компонентами компетенций специалистов мультидисциплинарной бригады. Повышение возможностей и качества подготовки специалистов в создании безбарьерных факторов функционирования в социальной сфере будет способствовать улучшению социального прогноза, а также повышению абилитационного и реабилитационного потенциала лиц с инвалидностью.
Ключевые слова: доступность, комплексная реабилитация и абилитация, повышение квалификации, подготовка кадров
1. Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 3711-р. Доступен по: https://mintrud. gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia. (дата обращения: 04.09.2023).
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон от 25.12.2023 № 651-ФЗ. Доступен по: http:// publication.pravo.gov.ru/document/000120231225005 4?index=32. (дата обращения: 26.12.2023).
3. Вечканова И.Г., Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Родин Е.В. Формирование профессиональных языковых компетенций специалистов комплексной реабилитации в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2023. — Т. 26. — № 2. — С. 161-168. DOI: 10.21603/2542-1840-2023-7-2-161-168.
4. Владимирова О.Н., Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Травникова Н.Г. и др. Исследование проблем профессиональной подготовки специалистов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов различных целевых реабилитационных групп // Казанский педагогический журнал. —
2022. — Т. 154. — № 5. — С. 161-171.
5. Гордиевская Е.О., Старобина Е.М., Ермоленко Т.В. О разработке и методическом сопровождении программы повышения квалификации специалистов по получению, хранению и учету мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства // Физическая и реабилитационная медицина. — 2022. — Т. 4. — № 4. — С. 51-57.
6. Лапп Е.А., Шипилова Е.В. Проблемы и возможности подготовки специалистов для работы с детьми с задержкой психического развития в системе высшего образования // Образование и саморазвитие. — 2022. — Т. 17. — № 4 — С. 199-217. DOI: 10.26907/esd.17.4.15.
7. Логинова Е.Т. Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2021. — Т. 56. — № 4. — С. 27-36. DOI: 10.36906/2311-4444/21-4/03.
8. Ковалёв В.А., Ивашкина Ю.Ю., Мальков Н.Р., Матвеева М.В. и др. Состояние государственной системы подготовки кадров в области обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения / под ред. О.Н. Владимировой. СПб: ООО «ЦИАЦАН», 2023. — 560 с.
9. Болатаева Л.С., Ермилов Е.Б., Ивашкина Ю.Ю., Ковалёв В.А. и др. Маршрутоориентированный подход в создании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения: методические рекомендации / под ред. О.Н. Владимировой. СПб: ООО «ЦИАЦАН», 2023. — 52 с.\
10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации / Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Доступен по: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559/. (дата обращения: 04.09.2023).
11. О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации / Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ. Доступен по: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140012. (дата обращения: 04.09.2023).
12. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда» / Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП. Доступен по: https://mkso. ru/data/File/invalidi/2020/16-04-2020-dostupnaya-sreda-23-PP.pdf. (дата обращения: 04.09.2023).
13. Об утверждении Программы Тюменской области по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2022-2024 годы / Распоряжение Правительства Тюменской области от 06.12.2019 № 1585-рп. Доступен по: https://docs.yandex.ru/ docs/view?tm=1706464096&tld=ru&lang=ru&na me=Региональная-система-ранней-помощи-де-тям-и-их-семьям_ГОРБАЧЕВ-Е.В..pdf&text. (дата обращения: 04.09.2023).