Применение метода биоакустической коррекции в реабилитации детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра

Авторы:

Иванова Виолетта Андреевна – заведующая отделением медицинской реабилитации Детского реабилитационно-восстановительного центра ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Российская Федерация, 195067, Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, д. 50. Тел.: 89811888202, е-mal: abstraction@yandex.ru

Кормушкина Елизавета Александровна – врач-психиатр, психотерапевт Детского реабилитационно-восстанови- тельного центра ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Российская Федерация, 195067, Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, д. 50, 194044, Российская Федерация.

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2021 Том: 3 Номер журнала: 1 

Страницы: 48-53

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 612.81: 159.922.7

DOI: 10.26211/2658-4522-2021-3-1-48-53

Аннотация:

Введение. В последние годы число детей с нарушениями речи, социальной коммуникации и ограниченными формами поведения, соответствующими диагностическим критериям расстройств аутистического спектра, неуклонно растёт. Для коррекции данных расстройств с успехом используются педагогические методики, основанные на прикладном анализе поведения. Однако, помимо основных симптомов, у детей с расстройствами аутистического спектра часто встречаются нарушения речи, дефицит внимания и позна- вательного интереса. Кроме этого, в основе клинических проявлений расстройств аутистического спектра лежит неуточненный нейробиологический дефицит, к появлению которого может приводить большое количество этиопатогенетических факторов. Этим обусловлена необходимость комплексного подхода к реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. В поисках немедикаментозных средств улучшения адаптивной саморегуляции у детей с расстройствами аутистического спектра перспективным направлением является изучение акустического воздействия с внешней обратной связью по параметрам биоэлектрической активности головного мозга, не требующего от пациента активного участия и не предполагающего выполнение когнитивных и волевых задач.

Цель. Изучить эффективность и безопасность использования метода биоакустической коррекции в программе реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Определить целесообразность использования данного метода в комплексной программе реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.

Материалы и методы. Исследование проведено на базе Детского реабилитационно-восстановительного центра ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. В исследовании участвовали 24 ребёнка (22 мальчика и 2 девочки) с нарушениями речи и коммуникации, соответствующими диагностическим критериям расстройств аутистического спектра. Средний возраст детей составлял 4,8 лет. Дети получали 15 сеансов акустической ЭЭГ-зависимой стимуляции с помощью компьютерного комплекса «Синхро-С» (производство ООО «СинКор», Санкт-Петербург, Россия). Процедура прослушивания продолжалась 20 минут. Испытуемые находились в удобном положении в затемненном звукоизолированном помещении.
Перед началом курса и через 1,5 месяца после его окончания всем детям проводилось комплексное обследование, включавшее консультации специалистов, анкетирование родителей и рутинное электроэнцефа- лографическое исследование. Медикаментозная терапия в период курса не проводилась.

Результаты. Анкетирование родителей испытуемых до и через 1,5 месяца после проведённого курса вы- явило субъективное улучшение психоэмоционального состояния ребенка в 45,76 % случаев, улучшение на- строения в 29,12 %, улучшение сна в 16,68 %, аппетита – в 4,17 %. Наблюдался стимулирующий и восстановительный эффект в плане повышения речевой активности, расширение активного словаря в 62,4 % случаев, улучшение слухового и зрительного восприятия в 74,88 %, познавательного интереса в 49,92 %, способности к обучению — в 37,44 %. Отсутствие эффекта от проведенного курса отмечено у 12,48 % детей. У 1 ребенка на фоне курса отмечалось появление энуреза, что составляет 4,17 %. Данное состояние было купировано без лечения в течение 1 месяца после окончания последней процедуры. Негативные эффекты в плане временного усиления нежелательного поведения отмечалось у 5 детей, что составило 20,8 %. Неустойчивость на- строения на фоне проведения курса было отмечено у 9 детей, что составило 37,44 %. По итогам клинического исследования, проведённого после окончания курса неврологом и психиатром, на оценку способности ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, пространстве и времени, умения осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей), общего уровня знаний и представлений о мире, степени выраженности симптомов аутизма, имеющихся сопутствующих психических и неврологических расстройств выраженного изменения состояния не отмечено. Также не отмечалось существенного влияния на выраженность стереотипного поведения. Повторное электроэнцефалографическое исследование не выявило существенных изменений показателей биоэлектрической активности головного мозга в динамике в лучшую или худшую сторону. Также ни в одном исследовании не было выявлено появления какой-либо патологической или пароксизмальной активности.

Выводы. Опыт изучения метода биоакустической коррекции показал простоту, доступность и безопасность его использования в комплексной реабилитации детей раннего возраста с нарушениями когнитивной и эмоционально-волевой сферы. По оценке большинства родителей, метод показал свою безусловную эффективность в плане улучшения речевой продукции и познавательного интереса, однако целесообразно его использование в комплексе с психолого-педагогической коррекцией. Таким образом, метод оптимально подходит для пациентов детского возраста и может использоваться в разработке оптимального комплекса восстановительной терапии и реабилитационных мероприятий у детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun;5(3):160-179.

2. World Health Organisation. Autism spectrum disorders. 2019. URL: https://www.who.int/ru/news-room/ fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders

3. Margaret L Bauman Medical Comorbidities in Autism: Challenges to Diagnosis and Treatment // Neurotherapeutics. 2010. Jul;7(3):320-7. DOI: 10.1016/j.nurt.2010.06.001

4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств : МКБ-10 / УСД-10 : Клинич. описания и указания по диагностике / ВОЗ; Пер. на рус. яз. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб. : Оверлайд, 1994. 303 с.; 20 см.

5. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Fifth edition. DSM-5. APA — Washington DC — London, 2013.

6. Checklist for Autism Spectrum Disorders (CASD). Источник (официальный сайт разработчиков, публикация с валидацией): http://osrussia.com/ru/ products1/диагностика — аутизма/casd/.

تحميل افلام سكس مصري abdulaporn.info صورة.سكس girlfriend threesome gold-indian.mobi sunnyleone xvideos.com wanz-883 javblog.mobi 河合あすな torrent فيديو جنس عربي hot-hard-porn.com ناكني في كسي سكس بنات في الحمام meyzo.pro مساج الطيز ルナ18才、ロリとギャルが両方そなわり最強に見える美少女。 simozo.net 処女のフリした絶倫地味子のイッても止めない追撃騎乗位 紗倉まな فيلم سكس طويل crazypornonline.com سكس امهات مجانى desi girls sexy videos indiansexbar.mobi ghost xnxx الكس الابيض pornodoza.info سكسمنازل نيك جديد pornosex18.org نيك ورعان masala mobi in indianxxxsex.mobi ww hot movie porn dude.com indiantubevideos.net how do the sex in hindi rajini sexy desi-porn.mobi sunny leone pink bomb beegvideos com desixnxx.mobi mukunda murari kannada movie 한국야동 mushusei.me fone-054