Применение метода биоакустической коррекции в реабилитации детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра

Авторы:

Иванова Виолетта Андреевна – заведующая отделением медицинской реабилитации Детского реабилитационно-восстановительного центра ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Российская Федерация, 195067, Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, д. 50. Тел.: 89811888202, е-mal: abstraction@yandex.ru

Кормушкина Елизавета Александровна – врач-психиатр, психотерапевт Детского реабилитационно-восстанови- тельного центра ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Российская Федерация, 195067, Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, д. 50, 194044, Российская Федерация.

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2021 Том: 3 Номер журнала: 1 

Страницы: 48-53

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 612.81: 159.922.7

DOI: 10.26211/2658-4522-2021-3-1-48-53

Аннотация:

Введение. В последние годы число детей с нарушениями речи, социальной коммуникации и ограниченными формами поведения, соответствующими диагностическим критериям расстройств аутистического спектра, неуклонно растёт. Для коррекции данных расстройств с успехом используются педагогические методики, основанные на прикладном анализе поведения. Однако, помимо основных симптомов, у детей с расстройствами аутистического спектра часто встречаются нарушения речи, дефицит внимания и позна- вательного интереса. Кроме этого, в основе клинических проявлений расстройств аутистического спектра лежит неуточненный нейробиологический дефицит, к появлению которого может приводить большое количество этиопатогенетических факторов. Этим обусловлена необходимость комплексного подхода к реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. В поисках немедикаментозных средств улучшения адаптивной саморегуляции у детей с расстройствами аутистического спектра перспективным направлением является изучение акустического воздействия с внешней обратной связью по параметрам биоэлектрической активности головного мозга, не требующего от пациента активного участия и не предполагающего выполнение когнитивных и волевых задач.

Цель. Изучить эффективность и безопасность использования метода биоакустической коррекции в программе реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Определить целесообразность использования данного метода в комплексной программе реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.

Материалы и методы. Исследование проведено на базе Детского реабилитационно-восстановительного центра ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. В исследовании участвовали 24 ребёнка (22 мальчика и 2 девочки) с нарушениями речи и коммуникации, соответствующими диагностическим критериям расстройств аутистического спектра. Средний возраст детей составлял 4,8 лет. Дети получали 15 сеансов акустической ЭЭГ-зависимой стимуляции с помощью компьютерного комплекса «Синхро-С» (производство ООО «СинКор», Санкт-Петербург, Россия). Процедура прослушивания продолжалась 20 минут. Испытуемые находились в удобном положении в затемненном звукоизолированном помещении.
Перед началом курса и через 1,5 месяца после его окончания всем детям проводилось комплексное обследование, включавшее консультации специалистов, анкетирование родителей и рутинное электроэнцефа- лографическое исследование. Медикаментозная терапия в период курса не проводилась.

Результаты. Анкетирование родителей испытуемых до и через 1,5 месяца после проведённого курса вы- явило субъективное улучшение психоэмоционального состояния ребенка в 45,76 % случаев, улучшение на- строения в 29,12 %, улучшение сна в 16,68 %, аппетита – в 4,17 %. Наблюдался стимулирующий и восстановительный эффект в плане повышения речевой активности, расширение активного словаря в 62,4 % случаев, улучшение слухового и зрительного восприятия в 74,88 %, познавательного интереса в 49,92 %, способности к обучению — в 37,44 %. Отсутствие эффекта от проведенного курса отмечено у 12,48 % детей. У 1 ребенка на фоне курса отмечалось появление энуреза, что составляет 4,17 %. Данное состояние было купировано без лечения в течение 1 месяца после окончания последней процедуры. Негативные эффекты в плане временного усиления нежелательного поведения отмечалось у 5 детей, что составило 20,8 %. Неустойчивость на- строения на фоне проведения курса было отмечено у 9 детей, что составило 37,44 %. По итогам клинического исследования, проведённого после окончания курса неврологом и психиатром, на оценку способности ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, пространстве и времени, умения осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей), общего уровня знаний и представлений о мире, степени выраженности симптомов аутизма, имеющихся сопутствующих психических и неврологических расстройств выраженного изменения состояния не отмечено. Также не отмечалось существенного влияния на выраженность стереотипного поведения. Повторное электроэнцефалографическое исследование не выявило существенных изменений показателей биоэлектрической активности головного мозга в динамике в лучшую или худшую сторону. Также ни в одном исследовании не было выявлено появления какой-либо патологической или пароксизмальной активности.

Выводы. Опыт изучения метода биоакустической коррекции показал простоту, доступность и безопасность его использования в комплексной реабилитации детей раннего возраста с нарушениями когнитивной и эмоционально-волевой сферы. По оценке большинства родителей, метод показал свою безусловную эффективность в плане улучшения речевой продукции и познавательного интереса, однако целесообразно его использование в комплексе с психолого-педагогической коррекцией. Таким образом, метод оптимально подходит для пациентов детского возраста и может использоваться в разработке оптимального комплекса восстановительной терапии и реабилитационных мероприятий у детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun;5(3):160-179.

2. World Health Organisation. Autism spectrum disorders. 2019. URL: https://www.who.int/ru/news-room/ fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders

3. Margaret L Bauman Medical Comorbidities in Autism: Challenges to Diagnosis and Treatment // Neurotherapeutics. 2010. Jul;7(3):320-7. DOI: 10.1016/j.nurt.2010.06.001

4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств : МКБ-10 / УСД-10 : Клинич. описания и указания по диагностике / ВОЗ; Пер. на рус. яз. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб. : Оверлайд, 1994. 303 с.; 20 см.

5. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Fifth edition. DSM-5. APA — Washington DC — London, 2013.

6. Checklist for Autism Spectrum Disorders (CASD). Источник (официальный сайт разработчиков, публикация с валидацией): http://osrussia.com/ru/ products1/диагностика — аутизма/casd/.