Пётр Францевич Лесгафт — основоположник применения физических упражнений во врачебной гимнастике в России

Авторы:

Шадрин Денис Игоревич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивной медицины и технологий здоровья Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта» Министерства спорта Российской Федерации, ул. Декабристов, д. 35, Санкт-Петербург, 190121, Российская Федерация, тел.: (812) 714-69-81, e-mail: d.shadrin@lesgaft.spb.ru

В рубрике: Обзоры

Год: 2022 Том: 4 Номер журнала: 2 

Страницы: 75-83

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 615.825

DOI: 10.26211/2658-4522-2022-4-2-75-83

Аннотация:

Введение. Движение или физические упражнения в середине XVIII века начинают применяться в медицине как лечебное средство. В это время применение движения разделяется по двум направлениям (аналитическое и антропотерапия), которые используются в разных странах Европы: России, Швеции, Италии, Германии, Франции. В этой связи интерес представляют исторические аспекты обоснования применения движения, физических упражнений с лечебной целью и роль П.Ф. Лесгафта в развитии лечебного направления средствами физической культуры в России.

Цель. Изучить исторический аспект развития и формирования врачебной гимнастики в России и проанализировать научно-педагогический вклад П.Ф. Лесгафта в использование физических упражнений с лечебной целью.

Материалы и методы. Проведён анализ научной, учебной, методической, педагогической литературы, в которой содержится информация об истории развития применения физических упражнений с лечебной целью в России и научно-педагогический вклад П.Ф. Лесгафта в разработку применения средств физической культуры при лечении заболеваний.

Результаты. Вопросами врачебной гимнастики в дореволюционной России занимались Мондилени, Де-Рон, Берглин, Лесгафт и др. Под влиянием прогрессивных взглядов русских ученых-медиков М.Я. Мудрова, Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, П.Ф. Лесгафта и многих других развивались идеи лечебной физкультуры и пропагандировалось профилактическое направление применение физических упражнений.
Современные обоснования ЛФК являются развитием научных идей П.Ф. Лесгафта. В 1890 г. были опубликованы его труды, в которых содержалось научное обоснование использования средств физического воспитания с лечебной и профилактической целью. П.Ф. Лесгафт раскрывает физиологическое воздействие движений на здоровый организм занимающегося. Одним из первых П.Ф. Лесгафт обосновывает необходимость для педагога знаний о психофизическом влиянии физических упражнений на органы и системы занимающегося.
В конце XIX века П.Ф. Лесгафт положил начало корригирующей гимнастике, применяя физические упражнения при различных заболеваниях и искривлениях костной системы, в частности позвоночника.
П.Ф. Лесгафта по праву следует считать пионером врачебного контроля над занимающимися физической культурой.
П.Ф. Лесгафт один из первых, кто стал использовать методы и принципы педагогики. Связь и взаимообусловленность мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали П.Ф. Лесгафту основание рассматривать физические упражнения как средство умственного образования и нравственного воспитания. Существенное значение для П.Ф. Лесгафта имело воспитание мышечного чувства при выполнении физических упражнений.

Обсуждение. В развитии ЛФК особое значение имеет наследство, оставленное П.Ф. Лесгафтом и его последователями. Их деятельность характеризуется глубокой научностью, демократизмом и патриотизмом. Они рассматривали умственное и физическое развитие человека как две стороны единого процесса жизнедеятельности организма.
В настоящее время преемником лесгафтовской школы ЛФК является кафедра спортивной медицины и технологий здоровья (кафедра СМиТЗ) НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Она расширяет теоретические основы, которые заключаются в разработке унифицированных двигательных режимов, в необходимости знания механизмов саногенеза и их практического применения для обоснования воздействия на организм человека двигательными действиями, которые раскрыты в концепции дезадаптации к многофакторным патогенным воздействиям на организм человека, основой которой являются нарушения механизмов саногене-за, или механизмов гомеостаза.
На современном этапе в лечебных занятиях используются игровые беспроводные системы (WII Nintendo и др.), выполняющие имитационные двигательные действия. Имитационные упражнения повторяют какие-либо двигательные действия животных, спортивные движения и создают условия обучения двигательным действиям. Основой применения этих упражнений являются идеи физического образования П.Ф. Лесгафта.

Заключение. В материалах раскрываются исторические аспекты обоснования применения движения, физических упражнений с лечебной целью, формирования врачебной гимнастики в России и роль П.Ф. Лесгафта в развитии лечебного направления средствами физической культуры, обоснования использования этих средств в медицине и применения педагогических методов и средств во врачебной гимнастике.
П.Ф. Лесгафт научно обосновал использование средств физического воспитания с лечебной и профилактической целью, разработал основы физического образования детей школьного возраста, разработал методику корригирующей гимнастики при различных заболеваниях и искривлениях костной системы, в частности позвоночника, систематизировал основные положения естественной и врачебной гимнастики с детальным знанием анатомии человека и функций мышц и развитием мышечной системы, создал руководство по антропометрии для занимающихся физической культурой. Заслугой П.Ф. Лесгафта в области педагогики является рассмотрение физических упражнений во взаимосвязи с психикой в качестве средства физического образования и нравственного воспитания («Метод слова», воспитание мышечного чувства). Современное творческое развитие научного наследия П.Ф. Лесгафта заключается в использовании физических упражнений в соответствии с воздействием на механизмы саногенеза (адаптацию, компенсацию, репарацию), которые полностью соответствуют направлению развития холистической интегративной медицины, а также в разработке унифицированных двигательных режимов на основе индивидуального реабилитационного потенциала больного. Разработанные двигательные режимы являются алгоритмом ЛФК при разных заболеваниях.

Ключевые слова: , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Куслик, М.И. Введение // Лечебная физкультура / под ред. М.И. Куслик и В.К. Добровольского. — М.: Физкультура и спорт, 1939. — С. 4-7.

2. Вирхов Р. Патология, основанная на теории ячеек (целлулярная патология) и применение к микроскопической анатомии нормальных и ненормальных тканей: 20 чтений Рудольфа Вирхова / Пер. с нем. — М.: Редакция Московской медицинской газеты., 1859. — VIII, 472 с.

3. История медицины и формации / под редакцией Д.В. Михеля. — М.: Эксмо, 2010. — 192 с. ISBN 978-5-699-42621-8

4. Иванов, С.М. Краткий исторический очерк развития лечебной физкультуры // Врачебный контроль и лечебная физкультура. — М.: МЕДГИЗ, 1959. — С. 194-202.

5. Добровольский, В.К. Клинико-физиологическое обоснования лечебного применения физических упражнений // Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.К Добровольского. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — С.67.

6. Добровольский, В.К. Особенности методики проведения физических упражнений // Лечебная физкультура / под ред. М.И. Куслик и В.К. Добровольского. — М.: Физкультура и спорт, 1939. — С. 8.

7. Мошков, В.Н. Основы физиологического и терапевтического действия физических упражнений на организм больного // Общие основы лечебной физкультуры. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Государственное издание медицинской литературы, 1963. — С. 61-125.

8. Попов, С.Н. Краткий исторический обзор развития лечебной физической культуры // Лечебная физическая культура: Учеб. для студентов институтов физической культуры / под ред. С.Н. Попова. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — С. 6.

9. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2, ч. 2: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / сост. Г.Г. Шахвердов. — М.: Физкультура и спорт, 1952. — 384 с.

10. Белорусова, А.В. Пётр Францевич Лесгафт о врачебной гимнастике // Учёные записки. Выпуск XVI, посвящённый 75-летию ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. — Ленинград, 1972. — С. 80-87.

11. Стрельников, И.Д. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2, ч. 2: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / сост. Г.Г. Шахвердов. — М.: Физкультура и спорт, 1952. — С. 365-366.

12. Винокуров, Д.А. Лечебная физическая культура. — Ленинградское отделение МЕДГИЗ, 1959. — С. 5-15.

13. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1, ч. 1: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / отв. ред. Г.Г. Шахвердов. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — 444 с.

14. Попов, С.Н. Краткая история развития лечебной физической культуры / Лечебная физическая культура: Учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. С.Н. Попова. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 7.

15. Горизонтов П.Д. Гомеостаз / под ред. П.Д. Горизонтова. — М.: Медицина, 1981. — 576 с.

16. Парцерняк, С.А. Интегративная медицина: путь от идеологии к методологии здравоохранения / под ред. РАМН А.В. Щербакова. — СПб.: Нордмедиздат, 2007. — 424 с.

17. Разумов, А.Н., Фомин, М.И. Неспецифическое восстановление здоровья — основа лечебного процесса. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 360 с.

18. Основы лечебной физической культуры в терапии: учебное пособие / Г.И. Смирнов, В.Ф. Лутков, Д.И. Шадрин; под ред. Г.И. Смирнова. — СПб: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2021. — 190 с.

19. Смирнов, Г.И., Шадрин Д.И. Основы лечебной физической культуры в травматологии и ортопедии: учебное пособие. — СПб: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, 2021. — 173 с.

20. Шадрин, Д.И. Опыт применения игровой системы Wii Nintendo у детей с бронхолёгочными заболеваниями / Д.И. Шадрин, Г.И. Смирнов, Н.Н. Самойло, Н.Н. Ракина, А.В. Орлов // Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития: материалы IV Всеросийского научно-практической конференции с международным участием (27-28 мая 2015 г.) / под общей редакцией Н.Л. Козыревой. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. — С. 205-207.

21. Шадрин, Д.И. Использование беспроводных игровых систем при реабилитации в домашних условиях лиц с буллёзным эпидермолизом // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре» (22 июня 2201 г.) / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 416-419.