Разнообразие и вариативность физической активности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службе ранней помощи

Авторы:

Янковская Валентина Михайловна, заведующий государственным бюджетным образовательным учреждением «Детский сад № 62» Приморского района Санкт-Петербурга, ул. Гаккелевская, д. 33, корп. 2, Санкт-Петербург, 197227, Россия; e-mail: dsad62spb@mail.ru

Ахтырская Юлия Викторовна, старший воспитатель государственного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 62» Приморского района Санкт-Петербурга, ул. Гаккелевская, д. 33, корп. 2, Санкт-Петербург, 197227, Россия; e-mail: dsad62spb@mail.ru

Кернер Ольга Андреевна, инструктор по физической культуре государственного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 62» Приморского района Санкт-Петербурга, ул. Гаккелевская, д. 33, корп. 2, Санкт- Петербург, 197227, Россия; e-mail: dsad62spb@mail.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2020 Том: 2 Номер журнала: 2 

Страницы: 65-72

Тип статьи: научно-практическая

УДК: 376.37

DOI: 10.26211/2658-4522-2020-2-2-65-72

Аннотация:

Введение. За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в речевом развитии детей увеличилась в десятки раз. Коррекцию проблем развития лучше начинать в раннем возрасте.
Цель. Оценка результатов коррекции нарушенной функции и социализации ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития при применении разнообразных и вариативных форм двигательной активности и методов обучения в образовательной организации и в семье.
Материалы и методы. В дошкольной образовательной организации команда специалистов Службы ранней помощи (учитель-логопед, инструктор по адаптивной физической культуре и музыкальный руководитель) работает с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития и их семьями. В воспитательно-образовательном процессе в течение девяти месяцев работы (учебный год) применялись разнообразные и вариативные формы двигательной активности и методы обучения детей от 2 до 3 лет с задержкой речевого развития в сочетании с коррекционными логопедическими мероприятиями.
Оценка раннего детского лексикона осуществлялась с использованием опросника «Освоение начального детского лексикона» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», созданного на базе MacArthur Communicative Development Inventory.
Оценку освоения оптимальных возрастных целевых ориентиров по областям развития (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) проводили по данным педагогического мониторинга.
Результаты и обсуждение. По результатам обучающего взаимодействия с ребенком и семьей в течение учебного года, удалось добиться достижения 92% показателя по раннему детскому лексикону от оптимального (по данным опросника), а также превышения 90% показателя освоения оптимальных возрастных целевых ориентиров по данным педагогического мониторинга по областям развития (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое). Расширение форм двигательной активности детей стало ведущей составляющей частью работы по преодолению речевой задержки, наряду с логопедической.
Разнообразная двигательная активность положительно влияет на когнитивные функции головного мозга и является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Важно постоянно предлагать ребенку новые варианты игр для развития моторного планирования и речи. Такие игры должны встраиваться в ежедневный график жизни ребенка, как в саду, так и дома.
Разнообразие и вариативность предлагаемых форм двигательной активности и методов обучения дает возможность оптимального коррекционного воздействия специалистов Службы ранней помощи, нравится детям и родителям.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о возможности преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста при комплексном и всестороннем подходе к проблеме, объединении усилий родителей и специалистов.

Ключевые слова: , , , , , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1 Дэвис Симона Монтессори для малышей: полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка. — М.: Эксмо, Бомбора, 2019. — 256 с.
2 McWilliam R. Routines-Based Early Intervention: Supporting Young Children and Their Families. Brookes Publishing; 1 edition, 2010.
3 Кириенко В.Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 31-33. — URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/279/14335/ (дата обращения: 03.10.2019).
4 Попова Г.А. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/ archive/87/3116/ (дата обращения: 03.10.2019).
5 Садовская Вера «Мелкая моторика и речь — есть ли связь?», 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http:// detskaya-rech.ru/мелкая-моторика-и-речь
6 Селиванова Елена «СПОРТ ДЕЛАЕТ НАС УМНЕЕ И СЧАСТЛИВЕЕ — НАУЧНЫЙ ПОХОД», 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// daynotes.ru/kak_sport_vliyaet_na_mozg/
7 Ассоциация специалистов сенсорной интеграции // Что такое сенсорная интеграция?, 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sensint.ru/articles/ chto-takoe-sensornaya-integraciya
8 Гид по методике Тепляковой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.galka-igralka.ru/pdf/ guide.pdf