Кожушко Людмила Александровна — кандидат медицинских наук, руководитель отдела социальной реабилитации и абилитации инвалидов «Федерального научного центра реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ул. Бестужевская дом 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация. E-mail: l.timch@mail.ru, тел.: +7 (911) 211-26-47.
Гордиевская Елена Олеговна — психолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела профессиональной и психологической реабилитации инвалидов «Федерального научного центра реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ул. Бестужевская дом 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация. E-mail: elena.gord@bk.ru, тел.: +7 950-025-11-38.
Старобина Елена Михайловна — доктор педагогических наук, руководитель отдела профессиональной и психологической реабилитации инвалидов «Федерального научного центра реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ул. Бестужевская дом 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация. E-mail: estarobina@yandex.ru, тел.: +7 9118151156.
В рубрике: Оригинальные исследования
Год: 2021 Том: 3 Номер журнала: 3
Страницы: 56-61
Тип статьи: scientific and practical
УДК: 364.046.24+377
DOI: 10.26211/2658-4522-2021-3-3-56-61
Введение. В настоящее время особую актуальность приобретает распространение знаний об эффективных технологиях в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, их составляющих, условиях и критериях успешного внедрения для различных категорий инвалидов. Особое значение это имеет для специалистов, непосредственно занятых в организации и осуществлении мероприятий по комплексной реабилитации и призванных реализовывать наиболее успешные и действенные реабилитационные технологии. К сфере подобных технологий, признанных и зарекомендовавших себя за рубежом как эффективные и результативные, относится технология сопровождаемого проживания. В настоящее время знания об этой технологии, ее преимуществах, условиях реализации, показанности для определенных категорий инвалидов явно недостаточны у тех специалистов, в полномочия и компетенции которых входит ее организация и осуществление. Соответственно, особую важность приобретает решение задачи по обеспечению соответствующих специалистов конкретными знаниями и умениями, определяющими эффективность внедрения данной технологии в условиях Российской Федерации. Решение данной задачи возможно путем организации соответствующего обучения – повышения квалификации в рамках имеющейся специальности на базе специально разработанных программ.
Цель. Разработка примерной программы дополнительного профессионального образования «Организационно-правовые и методические вопросы сопровождаемого проживания инвалидов».
Материалы и методы. Объектом исследования являются условия повышения квалификации в сфере дополнительного профессионального образования специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; предметом исследования — программа повышения квалификации специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов «Организационно-правовые и методические вопросы сопровождаемого проживания инвалидов».
Методы — анализ и обобщение наиболее успешных практик в сфере деятельности специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов по направлению сопровождаемого проживания инвалидов.
Результаты. Разработаны варианты примерной программы повышения квалификации специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов по направлениям и технологиям реабилитации по курсу «Организационно-правовые и методические вопросы сопровождаемого проживания инвалидов» на 16, 36, 72 и 144 академических часа.
Заключение. Разработанная примерная программа дополнительного профессионального образования явится основой для разработки рабочих программ повышения квалификации специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: дополнительные профессиональные образовательные программы, инвалид, комплексная реабилитация и абилитация, повышение квалификации, примерные программы, сопровождаемое проживание
1. Владимирова О.Н., Кожушко Л.А. и др. Сопровождаемое проживание организационные и методические основы: методическое пособие / Владимирова О.Н., Кожушко Л.А. — СПб., 2019. — 144 с.
2. Реабилитация инвалидов: национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. — М., 2018. — 736 с.
3. Что такое сопровождаемое проживание для людей с инвалидностью и почему это важный проект? — URL: https://takiedela.ru/news/2019/02/27/ soprovozhdaemoe-prozhivanie-kak-ustroeno/ (дата об- ращения 20.06.2020).
4. Обзор: права инвалидов. А как за границей?. — URL: http://mioby/ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak- za-granicej/ (дата обращения 30.06.2020).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» — URL: https://rosmintrud.ru/docs/1278 (дата обращения 30.06.2020).