Системный подход к оказанию ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: теоретические и прикладные аспекты

Авторы:

Рахманина Ирина Николаевна — заместитель директора по научно-методической работе ГАУ АО «Научнопрактический центр реабилитации детей “Коррекция и развитие”», кандидат психологических наук, доцент, Россия, ул. Татищева 12а, Астрахань, 414056, Российская Федерация. Тел. 89610557469, e-mail: irinarah.72@mail.ru

Сязина Наталья Юрьевна — директор ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей “Коррекция и развитие”», ул. Татищева 12а, Астрахань, 414056, Российская Федерация, e-mail: Centr-reab@rambler.ru

Тимашева Лариса Владимировна — заведующая ресурсным методическим центром ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей “Коррекция и развитие”», кандидат психологических наук, доцент. ул. Татищева 12а, Астрахань, 414056, Российская Федерация. Тел.+79673371172, e-mail: lavtim@mail.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2020 Том: 2 Номер журнала: 1 

Страницы: 61-67

Тип статьи: научно-практическая

УДК: 159.922.762

DOI: 10.26211/2658-4522-2020-2-1-61-67

Аннотация:

Введение. В настоящее время не вызывает сомнений важность проблемы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Системный подход дает возможность рассматривать раннюю помощь ребенку как единую систему, позволяющую облегчить процесс достижения целей функционирования этой системы с помощью ясного и четкого понимания работы подсистем и интеграции их в единое целое. Поэтому оказание ранней комплексной помощи должно базироваться на принципах системного подхода.
Цель. Обосновать необходимость системного подхода при оказании ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает комплексное сочетание психолого-педагогических и лечебных воздействий в процессе реабилитации.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе системного подхода, согласно которому человек рассматривается как целостное существо, состоящее из неразрывной совокупности физиологических, нейродинамических, психологических, социально-психологических свойств. Исследование проводилось в течение 2019 года на базе ГАУ ОА «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие»» г. Астрахани. Исследование включало обобщение и описание опыта работы специалистов службы ранней помощи, а также специалистов отделений медико-социальной реабилитации, комплексной диагностики, лечебной педагогики и службы психолого-педагогической помощи центра.
Результаты и обсуждение. Обобщение опыта деятельности специалистов центра по оказанию ранней помощи показало, что при включении в комплекс услуг ранней помощи лечебно-профилактических мер, направленных на восстановление физиологических и психофизиологических реакций ребенка, повышает эффективность реабилитации. В соответствии с закономерностью онтогенеза, свойства структуры человека в процессе филогенеза и в онтогенезе развиваются в направлении снизу вверх, от соматического — к социальному уровню. При этом вышестоящий уровень формируется на основе нижестоящих структур, и взаимосвязи между свойствами разных уровней носят опосредованный характер. Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций позволяет путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии на более высоком социально-психологическом уровне.
Выводы. Организация ранней помощи детям с отклонениями в развитии должна быть основана на принципе комплексного подхода, который включает в себя медико-реадаптационный и психолого-педагогический компоненты. Это предполагает привлечение специалистов разных отделений и сотрудничество с семьей ребенка.

Ключевые слова: , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. — М.: Наука, 1969. С. 30-54.
2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
3. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов; Рос. АН. — М.: Наука, 1994. — 229 с.
4. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов https:// rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/274
5. Пейсахов, Н.М. Закономерности динамики психических явлений/ Н.М. Пейсахов; Автореф. моногр., представл. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук / АН СССР, Ин-т психологии. — М., 1988. — 40 с.
6. Прангишвили, И.В. Системный подход и общесистемные закономерности — Москва, 2000. — 528 с.
7. Рахманина, И.Н., Системный подход к оказанию ранней комплексной помощи детям: теоретические и прикладные аспекты / Л.В. Тимашева // Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста: сборник статей II международной научно-практической конференции, Санкт- Петербург, 6-8 ноября 2019 г. — Санкт-Петербург: ООО «ЦИАЦАН», 2019. — 196. — С. 24 — 28.
8. Сетров, М.И. Основы функциональной теории организации / М.И. Сетров. — Л.: Наука, 1972. — 164 с.
9. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем / Уемов А. И. — Москва: Книга по Требованию, 2012. — 272 с.
10. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. — Казань: «Познание» ИЭУП, 2009. — 492 с.
11. Fisher K.V. & Beidel T.R (2006). Dynamic development of action, thought, and emotion. In W. Damon & R. M. Lerner (Eds.), Theoretical models of human development. Handbook of сЫЫ рsychology: (6th ed., Vol. 1 pp. 313399). New York: Wiley & Sons.
12. Gottlieb, G., & Tucker, C. (2002). Relational view of causality in normal and abnormal development. Psychopathology of Development, 14, 421-435.
13. Marken R.S. Perceptual Organization of Behavior: A Hierarchical Model of Coordinated Action Management. Company J Exp Psychol Hum Perceive Analyze. Aug Aug 1986 12 (3): 267-276.
14. Thelen, E., & Smith, L. B. (2006). Theories of dynamical systems. In W. Damon & R. M. Lerner (Eds.), Handbook of Child Psychology: vol. 1. Theoretical models of human development (6th ed., S. 258-312). Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons.