Системный подход к оказанию ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: теоретические и прикладные аспекты

Авторы:

Рахманина Ирина Николаевна — заместитель директора по научно-методической работе ГАУ АО «Научнопрактический центр реабилитации детей “Коррекция и развитие”», кандидат психологических наук, доцент, Россия, ул. Татищева 12а, Астрахань, 414056, Российская Федерация. Тел. 89610557469, e-mail: irinarah.72@mail.ru

Сязина Наталья Юрьевна — директор ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей “Коррекция и развитие”», ул. Татищева 12а, Астрахань, 414056, Российская Федерация, e-mail: Centr-reab@rambler.ru

Тимашева Лариса Владимировна — заведующая ресурсным методическим центром ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей “Коррекция и развитие”», кандидат психологических наук, доцент. ул. Татищева 12а, Астрахань, 414056, Российская Федерация. Тел.+79673371172, e-mail: lavtim@mail.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2020 Том: 2 Номер журнала: 1 

Страницы: 61-67

Тип статьи: научно-практическая

УДК: 159.922.762

DOI: 10.26211/2658-4522-2020-2-1-61-67

Аннотация:

Введение. В настоящее время не вызывает сомнений важность проблемы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Системный подход дает возможность рассматривать раннюю помощь ребенку как единую систему, позволяющую облегчить процесс достижения целей функционирования этой системы с помощью ясного и четкого понимания работы подсистем и интеграции их в единое целое. Поэтому оказание ранней комплексной помощи должно базироваться на принципах системного подхода.
Цель. Обосновать необходимость системного подхода при оказании ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает комплексное сочетание психолого-педагогических и лечебных воздействий в процессе реабилитации.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе системного подхода, согласно которому человек рассматривается как целостное существо, состоящее из неразрывной совокупности физиологических, нейродинамических, психологических, социально-психологических свойств. Исследование проводилось в течение 2019 года на базе ГАУ ОА «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие»» г. Астрахани. Исследование включало обобщение и описание опыта работы специалистов службы ранней помощи, а также специалистов отделений медико-социальной реабилитации, комплексной диагностики, лечебной педагогики и службы психолого-педагогической помощи центра.
Результаты и обсуждение. Обобщение опыта деятельности специалистов центра по оказанию ранней помощи показало, что при включении в комплекс услуг ранней помощи лечебно-профилактических мер, направленных на восстановление физиологических и психофизиологических реакций ребенка, повышает эффективность реабилитации. В соответствии с закономерностью онтогенеза, свойства структуры человека в процессе филогенеза и в онтогенезе развиваются в направлении снизу вверх, от соматического — к социальному уровню. При этом вышестоящий уровень формируется на основе нижестоящих структур, и взаимосвязи между свойствами разных уровней носят опосредованный характер. Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций позволяет путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии на более высоком социально-психологическом уровне.
Выводы. Организация ранней помощи детям с отклонениями в развитии должна быть основана на принципе комплексного подхода, который включает в себя медико-реадаптационный и психолого-педагогический компоненты. Это предполагает привлечение специалистов разных отделений и сотрудничество с семьей ребенка.

Ключевые слова: , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. — М.: Наука, 1969. С. 30-54.
2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
3. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов; Рос. АН. — М.: Наука, 1994. — 229 с.
4. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов https:// rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/274
5. Пейсахов, Н.М. Закономерности динамики психических явлений/ Н.М. Пейсахов; Автореф. моногр., представл. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук / АН СССР, Ин-т психологии. — М., 1988. — 40 с.
6. Прангишвили, И.В. Системный подход и общесистемные закономерности — Москва, 2000. — 528 с.
7. Рахманина, И.Н., Системный подход к оказанию ранней комплексной помощи детям: теоретические и прикладные аспекты / Л.В. Тимашева // Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста: сборник статей II международной научно-практической конференции, Санкт- Петербург, 6-8 ноября 2019 г. — Санкт-Петербург: ООО «ЦИАЦАН», 2019. — 196. — С. 24 — 28.
8. Сетров, М.И. Основы функциональной теории организации / М.И. Сетров. — Л.: Наука, 1972. — 164 с.
9. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем / Уемов А. И. — Москва: Книга по Требованию, 2012. — 272 с.
10. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. — Казань: «Познание» ИЭУП, 2009. — 492 с.
11. Fisher K.V. & Beidel T.R (2006). Dynamic development of action, thought, and emotion. In W. Damon & R. M. Lerner (Eds.), Theoretical models of human development. Handbook of сЫЫ рsychology: (6th ed., Vol. 1 pp. 313399). New York: Wiley & Sons.
12. Gottlieb, G., & Tucker, C. (2002). Relational view of causality in normal and abnormal development. Psychopathology of Development, 14, 421-435.
13. Marken R.S. Perceptual Organization of Behavior: A Hierarchical Model of Coordinated Action Management. Company J Exp Psychol Hum Perceive Analyze. Aug Aug 1986 12 (3): 267-276.
14. Thelen, E., & Smith, L. B. (2006). Theories of dynamical systems. In W. Damon & R. M. Lerner (Eds.), Handbook of Child Psychology: vol. 1. Theoretical models of human development (6th ed., S. 258-312). Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons.

تحميل افلام سكس مصري abdulaporn.info صورة.سكس girlfriend threesome gold-indian.mobi sunnyleone xvideos.com wanz-883 javblog.mobi 河合あすな torrent فيديو جنس عربي hot-hard-porn.com ناكني في كسي سكس بنات في الحمام meyzo.pro مساج الطيز ルナ18才、ロリとギャルが両方そなわり最強に見える美少女。 simozo.net 処女のフリした絶倫地味子のイッても止めない追撃騎乗位 紗倉まな فيلم سكس طويل crazypornonline.com سكس امهات مجانى desi girls sexy videos indiansexbar.mobi ghost xnxx الكس الابيض pornodoza.info سكسمنازل نيك جديد pornosex18.org نيك ورعان masala mobi in indianxxxsex.mobi ww hot movie porn dude.com indiantubevideos.net how do the sex in hindi rajini sexy desi-porn.mobi sunny leone pink bomb beegvideos com desixnxx.mobi mukunda murari kannada movie 한국야동 mushusei.me fone-054