Иванова Виолетта Андреевна — заведующая отделением медицинской реабилитации Детского реабилитационно-восстановительного центра, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация, e-mail: abstraction@yandex.ru.
В рубрике: Оригинальные исследования
Год: 2024 Том: 6 Номер журнала: 4
Страницы: 50-58
Тип статьи: scientific and practical
УДК: 615.8
DOI: 10.26211/2658-4522-2024-6-4-50-58
Введение. Несмотря на развитие в последние годы лабораторно-генетических методов диагностики и усовершенствование методов нейровизуализации, установление точного этиологического и патогенетического диагноза при нарушениях нейроразвития не всегда возможно. Также присутствует разница подходов к диагностике расстройств нейроразвития в разных регионах Российской Федерации, что обуславливает синдромную классификацию данных расстройств по нарушению высших психических функций и моторных навыков в структуре неуточненной энцефалопатии. К нарушенным функциям относится грубая и тонкая моторика, разговорные и речевые навыки, когнитивное развитие и поведение. По совокупности нарушений в сочетании с данными анамнеза можно установить некоторые особенности, способные помочь при выборе адекватных реабилитационных подходов.
Цель. Анализ анамнестических, нейрофизиологических и клинических данных пациентов, проходящих реабилитацию в условиях детского реабилитационно-восстановительного центра, выявление особенностей для составления реабилитационного маршрута.
Материалы и методы. В исследовании, проводимом на базе Детского реабилитационно-восстановительного центра ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России в 2019-2024 году, участвовали 194 ребенка дошкольного возраста, от 2 до 8 лет. Материалы: результаты изучения анамнеза, родительских опросников, клинического осмотра и консультативных заключений специалистов. Методы: выкопировки данных, экспертных оценок, статистический, аналитический.
Результаты. Средний возраст детей составлял 4 года, распределение по полу во всех группах составляло 1:3 с преобладанием мальчиков. В группу 1 были включены 100 детей с выраженным всесторонним дефицитом социального взаимодействия, ограниченными интересами и повторяющимся поведением. В группу 2 были включены 53 ребенка с преимущественно расстройством экспрессивной и рецептивной речи, незначительными нарушениями социальной коммуникации без стереотипного поведения и интересов. Группу 3 составил 41 ребенок с грубыми моторными нарушениями в структуре церебрального паралича или другой уточненной патологии центральной нервной системы. Во всех трех группах выявлены статистически значимые различия в оцениваемых параметрах.
Обсуждение. При сравнении групп по наличию эпилептиформной активности по данным электроэнцефалографии, наличию судорог в анамнезе, наличию структурных изменений на магнитно-резонансной томографии головы, а также анамнестически, изменений на нейросонографии на первом году жизни, выявлено статистически значимое преобладание данных критериев в группе 3. При оценке моторики статистически значимые относительно двух других групп изменения закономерно выявлены в группе 3, однако нарушения встречались и в двух других группах. Программа реабилитации для каждого ребенка разрабатывалась индивидуально, однако все вышеперечисленные особенности учитывались при составлении реабилитационного маршрута.
Заключение. Данные, полученные при анализе параметров рецептивной и экспрессивной речи, речевого внимания, грубой и тонкой моторики, координации, сформированное™ пространственных представлений и схемы тела позволяют расставить акценты при проведении реабилитации и должны учитываться при составлении реабилитационного маршрута. Данные нейрофизиологических исследований должны быть учтены при выборе интенсивности курса реабилитации с целью избежать избыточной стимуляции и ухудшения состояния. Данные нейровизуализационных исследований в плане выбора реабилитационных подходов не представляют существенного значения.
Ключевые слова: абилитация, дисфазия развития, мультидисциплинарная команда, нарушения нейроразвития, расстройство аутистического спектра, церебральный паралич
1. Miller HL, Licari MK, Bhat A, Aziz-Zadeh LS, et al. Motor problems in autism: Co-occurrence or feature? Dev Med Child Neurol. 2024;66(1):16-22. DOI: 10.1111/dmcn.15674.
2. Bolte S, Alehagen L, Black MH, Hasslinger J, et al. The Gestalt of functioning in autism revisited: First revision of the International Classification of Functioning, Disability and Health Core Sets. Autism. 2024;28(9):2394-411. DOI: 10.1177/13623613241228896.
3. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Выбор метода для статистического анализа медицинских данных и способа графического представления результатов. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(4). Доступен по: http://vestnik. mednet.ru/content/view/1092/30/lang,ru/. (дата обращения 01.09.2024).
4. Кочетов А.Г., Лянг О.В., Масенко В.П., Жиров И.В. и др. Методы статистической обработки медицинских данных: Методические рекомендации для ординаторов и аспирантов медицинских учебных заведений, научных работников. М.: РКНПК, 2012. — 42 с.