Ишутина Инна Сергеевна — кандидат медицинских наук, руководитель отдела медицинского обеспечения ранней помощи и сопровождения Института ранней помощи и сопровождения ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: in.ishutina@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-6640-904X.
Шабанова Оксана Антоновна — кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинского обеспечения ранней помощи и сопровождения Института ранней помощи и сопровождения ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: expert-oksana@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8019-8963.
Ходаковский Матвей Дмитриевич — младший научный сотрудник отдела медицинского обеспечения ранней помощи и сопровождения Института ранней помощи и сопровождения ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: hodak200@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-6953-5191.
Свинцов Александр Анатольевич — кандидат медицинских наук, доцент, директор Института реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: aleksv53@yandex.ru.
Сокуров Андрей Владимирович — доктор медицинских наук, директор Института ранней помощи ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: ansokurov@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-3736-2895.
В рубрике: Оригинальные исследования
Год: 2023 Том: 5 Номер журнала: 1
Страницы: 64-71
Тип статьи: scientific and practical
УДК: 614.881
DOI: 10.26211/2658-4522-2023-5-1-64-71
Введение. Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах, а также предоставления различных видов услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения Конвенцией о правах инвалидов ООН, предусмотрено создание системы вызова экстренных оперативных служб, текстовых сообщений через подвижную радиотелефонную связь.
В связи с этим в Российской Федерации принимаются необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к системе вызова экстренных служб по единому номеру 112 во всех регионах государства — участника Конвенции, в том числе в отдаленных и сельских районах.
На обеспечение доступа инвалидов к системе вызова экстренных служб по единому номеру 112 во всех регионах государства-участника, в том числе в отдаленных и сельских районах, направлена регламентация Минкомсвязи России (Минцифры России). В связи с тем, что федерального нормативно-правового акта по регулированию услуги «тревожная кнопка» в Российской Федерации нет, оказание услуги регулируется региональными нормативными актами.
Цель. Анализ результатов мониторинга предоставления отдельным категориям инвалидов услуги «тревожная кнопка», организации и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Материалы и методы. Материалами исследования являлись, представленные органами государственной власти 85 субъектов Российской Федерации сведения по предоставлению инвалидам услуги «тревожная кнопка» и сведения по организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Использованы методы систематизации и обобщения полученных данных статистического анализа динамических рядов с расчетом доли инвалидов, получивших услугу «тревожная кнопка» (от общего числа обратившихся за данной услугой).
Результаты. В среднем по Российской Федерации доля инвалидов, получивших услугу «тревожная кнопка» (от общего числа обратившихся за данной услугой), увеличилась в 2021 г. по сравнению с 2018 г. Доля инвалидов, получивших услугу «тревожная кнопка», на 1 января 2021 года (от общего числа обратившихся за данной услугой) составила 81,9±4,18 % (24,51±4,66 % на 1 января 2018 г.) в среднем по Российской Федерации.
Обсуждение. В настоящее время проводится ежегодный мониторинг предоставления услуги «тревожная кнопка», при этом нет мониторинга услуги для инвалидов, пользующихся вызовом экстренных оперативных служб по единому номеру 112, в том числе для слабослышащих/глухих. На 1 января 2021 г. 28 субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам услугу «тревожная кнопка». Внесены изменения в перечень индикаторов доступности объектов и услуг для мониторинга, добавлен новый показатель — наличие услуги «вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 для инвалидов с нарушением слуха».
Заключение. Разработанная нормативно-правовая база позволяет обеспечить функционирование системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и услуги «тревожная кнопка». Решение проблем, выявленных в процессе исследования, позволит проводить эффективный мониторинг данных услуг.
Ключевые слова: доступность объектов и услуг, права инвалидов, тревожная кнопка
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов / Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ. Доступен по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_171577. (дата обращения: 20.11.2022).
2. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Организация Объединённых наций. Доступен по: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.shtml. (дата обращения: 20.11.2022).
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации / Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Доступен по: http://consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/. (дата обращения: 20.11.2022).
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» / Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363. Доступен по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_322085. (дата обращения 20.11.2022).
5. Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон от 30.12.2020 № 488-ФЗ. Доступен по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_372650. (дата обращения: 20.11.2022).
6. О связи / Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ. Доступен по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_43224. (дата обращения: 20.11.2022).
7. Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на координацию работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в координации работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 10.12.2021 № 2253. Доступен по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_403291. (дата обращения: 20.11.2022).
8. О направлении типовых методических рекомендаций (вместе с Типовыми методическими рекомендациями информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб, предоставляющих справочно-коммуникационные услуги инвалидам с нарушениями слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112») / Письмо МЧС России от 25.05.2020 № 43-4673-33. Доступен по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354632/. (дата обращения: 20.11.2022).
9. О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 Доступен по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_77387/. (дата обращения 20.11.2022).
10. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации / Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ Доступен по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558. (дата обращения: 20.11.2022).
11. Агронина Н.И., Сапрыкина К.С. Содержание инновационных технологий в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. — 2020. — № 5(36). — С. 9-17.
12. О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг по социально-медицинскому уходу на дому / Закон Санкт Петербурга от 21.12.2010 № 719-166. Доступен по: https://base.garant.ru/35336679. (дата обращения: 20.11.2022).
13. Методические рекомендации о развитии, организации эксплуатации и контроля функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Доступен по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332182. (дата обращения: 20.11.2022).
14. Энциклопедия инновационных практик социально ориентированных некоммерческих организаций / Под ред. проф. Е. И. Холостовой и проф. Г.И. Климантовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 848 с.
15. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021614505 Российская Федерация. Программа для автоматизированного сбора данных и обобщения информации субъектов Российской Федерации, оценки достигнутых значений индикаторов и показателей региональных «дорожных карт» повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг: № 2021613171: заявл. 15.03.2021: опубл. 25.03.2021 / Владимирова О. Н., Ишутина И. С., Ходаковский М. Д.