К научному обоснованию модели региональной системы непрерывного профессионального образования кадров реабилитационных организаций

Авторы:

Старобина Елена Михайловна — доктор педагогических наук, главный научный сотрудник отдела социальной и профессиональной реабилитации Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: estarobina@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-1820-9307.

Рябцев Михаил Викторович — руководитель отдела социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: ryabtcevmv@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-5564-6093.

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2024 Том: 6 Номер журнала: 3 

Страницы: 101-107

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 374.1, 364.62

DOI: 10.26211/2658-4522-2024-6-3-101-107

Аннотация:

Введение. Актуальность совершенствования системы подготовки кадров реабилитационных организаций, формирования целостной системы непрерывного профессионального образования данных специалистов реабилитационного профиля обусловлена активным развитием системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в России и карового потенциала как одного из компонентов данной системы.

Цель. Цель исследования состояла в научном обосновании модели региональной системы непрерывного профессионального образования специалистов, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги, для возможности последующей разработки уникальных региональных моделей, учитывающих особенности реабилитационного и образовательного ландшафтов субъекта Российской Федерации.

Материалы и методы. Объектом исследования явились подходы и базовые положения, лежащие в основе модели региональной системы непрерывного профессионального образования специалистов реабилитационного профиля. Использовался информационный анализ литературных источников с целью оценки потребности в повышении квалификации кадров для системы реабилитации, изучения современных подходов, принципов и моделей формирования региональных систем непрерывного профессионального образования.

Результаты. На основе проведенного анализа определены требования к современной региональной системе непрерывного профессионального образования специалистов реабилитационных организаций, обеспечивающих ее эффективность. Определены современные подходы и принципы ее формирования, раскрыты компоненты данной системы, функции региональных ресурсно-методических центров комплексной реабилитации и абилитации в области кадрового и методического обеспечения.

Обсуждение. Большую часть современных задач, стоящих перед современным образованием, невозможно решить только с помощью образовательных структур. Работодатель становится не только заказчиком, но и непосредственным участников образовательного процесса на всех его этапах: от разработки программ до участия в учебном процессе, проведении практики и итоговой аттестации выпускников, вплоть до организации обучения.

Выводы. Результаты научного обоснования позволят подойти к разработке оптимальных моделей региональных систем непрерывного профессионального образования специалистов, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги в системе социальной защиты, что будет способствовать повышению качества их подготовки и повышения квалификации, формированию актуальных профессиональных компетенций, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов.

Ключевые слова: , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р. Доступен по: http:// static.government.ru/media/files/xjgGMUlASod-vh3c8R4hAqxEEDgtFdM2g.pdf. (дата обращения: 05.05.2024).

2. Волошина И.А., Новиков П.Н. Квалификация и ее уровни — в ажные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. — Т.
11. — № 48 (333). — С.53-64.

3. Логинова Е.Т., Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 4 (56) — С. 27-36.

4. Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Владимирова О.Н., Травникова Н.Г. и др. Исследование проблем профессиональной подготовки специалистов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов различных целевых реабилитационных групп // Казанский педагогический журнал. — 2022. -№5. — С. 161-171.

5. Камалеева А.Р. Системный подход в педагогике // Научно-педагогическое обозрение. — 2015. -№ 3 (9). — С. 13-23.

6. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.

7. Лукьяненко В.П. О реализации компетентностно-го подхода в системе образования // Педагогика. -2016. — № 1. — С. 30-36.

8. Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции // Мир науки. Педагогика и психология, — 2021. — № 2. -С. 1-20.

9. Соколова Е.И. Термин «Образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. — 2014. -№ 2(6). — С.153-160.

10. О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года // Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 мая 2012 года
N 9833-АК/Д03и. Доступен по: https://docs.cntd.ru/ document/499034125?ysclid=lvo559v7e0485870867. (дата обращения: 05.05.2024).

11. Чернышова, М.А. Преимущества кластерной формы взаимодействия и возможности ее использования в образовательном процессе вуза // Амурский научный вестник. — 2021. — №3. — С. 50-54.

12. Волох О.В., Геращенко И.П. Формирование стратегии развития педагогического университета в современных условиях: Омский государственный педагогический университет // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 1. — С. 101-104.

13. Торхова А.В. Перспективы кластерного развития системы педагогического образования Республики Беларусь // Материалы XI международной научно-практической конференции «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». М., СПб.: Нестор-История, 2015. — С. 517-520.