Гордиевская Елена Олеговна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела профессиональной и психологической реабилитации инвалидов Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: elena.gord@bk.ru; https://orcid.org/0000-0002-7617-298X.
Старобина Елена Михайловна — доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела профессиональной и психологической реабилитации инвалидов Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: estarobina@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-1820-9307.
Ермоленко Татьяна Валериевна — кандидат медицинских наук, заместитель директора Института ранней помощи и сопровождения ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: tatvalerm@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-3903-5417.
В рубрике: Оригинальные исследования
Год: 2022 Том: 4 Номер журнала: 4
Страницы: 51-57
Тип статьи: scientific and practical
УДК: 378.046.4;369.8
DOI: 10.26211/2658-4522-2022-4-4-51-57
Введение. Актуальность разработки программы повышения квалификации специалистов по получению, хранению и учету мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства и её методического сопровождения обусловлена большим вниманием, уделяемым сегодня вопросам подготовки квалифицированного кадрового состава учреждений и организаций, участвующих в осуществлении мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов различных категорий.
Цель. Целью исследования явилось научное обоснование содержательного и методического обеспечения системы повышения квалификации специалистов по получению, хранению и учету мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства.
Материалы и методы. Методология проведения исследования включала осуществление информационного поиска, предметный анализ и обобщение информационных источников, анализ содержательной части дополнительной профессиональной образовательной программы, методических материалов по ее апробации, согласно целям исследования.
Результаты. Обосновано содержание и методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы для специалистов по получению, хранению и учету мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства в процессе реализации пилотного проекта по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций.
Обсуждение. Разработанные авторами дополнительная образовательная программа повышения квалификации специалистов по получению, хранению и учету мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства и ее методическое обеспечение, включающее материалы по ее апробации, ориентированы на подготовку специалистов, задействованных в процессе жизнеустройства и сопровождения граждан с психическими расстройствами.
Заключение. Разработанная авторами дополнительная образовательная программа и методические материалы по ее апробации явятся основой методической помощи организациям, реализующим данную программу в пилотных регионах по формированию и внедрению организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций. Апробированная программа может быть рекомендована к широкому использованию и позволит осуществлять повышение квалификации специалистов, задействованных в процессе жизнеустройства граждан с психическими заболеваниями, в соответствии с положениями Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года.
Ключевые слова: дополнительная профессиональная образовательная программа, инвалиды с нарушениями психических функций, получение хранение и учет мнения, сопровождаемое проживание, форма жизнеустройства
1. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года. Доступен по: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia. (дата обращения: 11.11.2022).
2. Владимирова О.Н., Кожушко Л.А., Демина Э.Н., Лемке Н.П. и др. Сопровождаемое проживание: организационные и методические основы: Методическое пособие // под общ. ред. проф. Г.Н. Пономаренко. — СПб.: ООО «ЦИАЦАН», 2019. — 144 с.
3. Успешное начало: как подготовить человека с особенностями развития к переезду в дом сопровождаемого проживания. — СПб.: ГАООРДИ, 2018. — 55 с.
4. Владимирова О.Н., Вяхякуопус Е.М., Ермоленко Т.В., Сокуров А.В. Инвалиды с нарушением психических функций. Современная классификация, «ясный язык» как средство обеспечения лингвистической доступности // Доступная среда. — 2020. — № 2. — С. 7-15.
5. Кожушко Л.А., Владимирова О.Н., Лемке Н.П., Урманчеева М.А. и др. Сопровождаемое проживание — инновационный опыт Санкт-Петербурга и его использование: методические рекомендации. — СПб.: ООО «ЦИАЦАН». — 2020. — 91 с.
6. Владимирова О.Н., Кожушко Л.А., Демина Э.Н., Лемке Н.П. и др. Сопровождаемое проживание в Российской Федерации: Методическое пособие. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — СПб.: ООО «ЦИАЦАН», 2020. — 183 с.
7. Организация сопровождаемого проживания лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития, Псков. Доступен по: http://www.as2006.ru/ index.php.option=com_content&view=article&id=176 :pskowkvart &catid=76:prjdepartments<emid=143. (дата обращения: 20.10.2022).
8. Постинтернатное проживание. Доступен по: http:// www.busovosdd.ru/glavnaya/news/2016/06/24/09-09-21/13. (дата обращения: 20.10.2022).
9. Сопровождаемое проживание для инвалидов. Доступен по: Ы1р://кемеровоград.рфМаи/ soprovzhdaemoe-prozhrvanie-dlja-invalidov.html. (дата обращения: 20.10.2022).
10. Тренировочные квартиры. Доступен по: http://osdom.org.ru/kak_obuchit/osobyh_molodyh_lyudej/ trenirovochnye_kvartiry/. (дата обращения: 20.10.2022).
11. Об утверждении технического задания пилотного проекта по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с нарушениями психических функций с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание / Приказ Минтруда России от 1 февраля 2022 г. № 40. Доступен по: https://base.garant.ru/403567904/. (дата обращения: 01.11.2022).
12. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам / Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Доступен по: https://base.garant.ru/70440506/?ysclid= la80j2gbrw294108423. (дата обращения: 07.11.2022).