О содержании программ повышения квалификации педагогов дополнительного профессионального образования специалистов по реабилитации и абилитации инвалидов

Авторы:

Гордиевская Елена Олеговна – психолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела профессиональной и психологической реабилитации инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Российская Федерация, 195067, Санкт-Петербург, Бестужевская улица, дом 50. E-mail: gordik33@mail.ru.

Старобина Елена Михайловна – доктор педагогических наук, доцент, руководитель отдела профессиональной и психологической реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 195067, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: estarobina@yandex.ru.

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2021 Том: 3 Номер журнала: 2 

Страницы: 64-70

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 37.018.46+377.112.4 +364

DOI: 10.26211/2658-4522-2021-3-2-64-70

Аннотация:

Введение. Статья посвящена обоснованию содержания примерных программ повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования специалистов в области комплексной реабилитации и абилитации.

Цель. Разработка дополнительных примерных программ повышения квалификации преподавателей дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; определение ключевых компетенций преподавателей с учетом формирования готовности к работе со взрослой аудиторией, организационно-правовых и методических вопросов обучения взрослой целевой аудитории в соответствии с профильными видами профессиональной деятельности обучаемых.

Материалы и методы исследования включали осуществление информационного поиска в области организационно-правовых и методических вопросов обучения специалистов, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, современных подходов к оказанию услуг по дополнительному профессиональному образованию специалистов в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; изучение и обобщение наиболее успешных педагогических технологий и практик в сфере дополнительного профессионального образования; исследование и обобщение материалов по организационно-правовым и методическим вопросам обеспечения условий реализации дополнительного профессионального образования для данной категории слушателей; общий структурный анализ проблематики по теме исследования, проведенный на основе аналитически-содержательной деятельности педагогов дополнительного профессионального образования.

Результаты. Разработанные авторами дополнительные примерные программы повышения квалификации выступают в качестве научно обоснованной базы формирования рабочих программ по направлению повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования в области комплексной реабилитации и абилитации, обеспечивая уровень подготовленности, отвечающий современным требованиям и нуждам в целевой сфере деятельности разнопрофильных специалистов.

Заключение. Повышение квалификации специалистов на основе разработанных программ позволит обеспечить преподавательский состав дополнительного профессионального образования, задачами деятельности которого является повышение квалификации специалистов данного профиля, как знаниями в области образования взрослых, инновационных подходов и технологий в области образования взрослой аудитории, так и в плане знаний основ комплексной реабилитации и абилитации, межведомственного взаимодействия, актуальных задач, решаемых в ходе выполнения основной профессиональной деятельности целевой аудиторией. Такой уровень подготовленности преподавательского состава позволит наиболее эффективно осуществлять задачу повышения кадрового потенциала сотрудников организаций и учреждений комплексной реабилитации и абилитации, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективному и результативному решению основных профессиональных задач специалистами, прошедшими обучение у квалифицированных и специально подготовленных преподавателей.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Гордиевская Е.О., Лорер В.В., Старобина Е.М., Чукардин В.А. О потребности в повышении квалификации кадров в системе социального обслуживания населения в сфере комплексной реабилитации и абилитации // Инновационные технологии реабилитации: наука и практика: сборник статей II Международ. науч. конф., Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2019 года / Минтруд России– СПб: OOO «Р-КОПИ», 2019. – 316 с.- C. 57-60.

2. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Чукардин А.В., Кривенков С.Г. Анализ требований к профессиональной деятельности специалистов, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов// Медико-социальная экспертиза и реабилитация: сборник научных статей / под общ.ред. В. Б. Смычка. – Минск : Колорград, 2018. – (Вып. 20) – C. 236-240.

3. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. N 681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в со- циальной сфере» – URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_156951/ (дата обращения 26.07.2020).

4. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. N 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере». – URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157396/ (дата обращения 03.08.2020).

5. Приказ Минтруда России от 22 октября 2013 г. N 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» – URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155554/ (дата обращения 03.08.2020). 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N608н “Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». — URL: https://base.garant.ru/71202838/(дата обращения 20.08.2020).

7. The International Classification of Functioning, Disability and Health – URL : https://www.who.int/ classifications/icf/en/ (accessed 06.09.2020).

8. Аронова Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам/Г.А. Аронова – URL: https://urok.1sept.ru/статьи/513950/(дата обращения 6.09.2020).

9. Василькова, Т.А. Основы андрагогики / Т.А. Василькова. – М.: Наука, 2016. – 256 c.

10. Громкова, М.Т. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых / М.Т. Громкова. – М.: Юнити- Дана, 2016. – 496 c.

11. Дрешер Ю.Н. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса. – Казань: Медицина, 2017. – 64 с.

12. Рассел Дж. Андрагогика. – М.: VSD, 2013. – 187 c.

13. CONFINTEAV. UNESCO. Adult Education. The Hamburg Declaration. The Agenda for the Future. Fifth International Conference on Adult Education 14-18 July 1997. – P. 1-3. – URL : http://www.unesco.org/ education/ uie/confintea/pdf/con5eng.pdf. (accessed 06.09.2020).

14. Jarvis, P. Adult education and lifelong learning: theory and practice / P. Jarvis. – London ; New York, NY : Routledge Falmer, 2004. – P. 144.

15. Lifelong learning policies: Europe, Australia and the place of education in the post-2015 sustainable development goals: report of a policy briefing conducted by the European Union Centre at RMIT, April 2014 / Professor Bruce Wilson. – URL : http://cradall.org/content/ lifelong-learning-and-sustainable-development-goals- post-2015. (accessed 06.09.2020).

16. Schütze, Hans G.; Slowley, Maria, eds. (2012). Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners. NY, New York: Routledge. p. 75.

17. Реабилитация инвалидов: национальное руководство/под ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2018. -736 с.: ил. – (Серия «Национальные руководства»).

18. Case Management in social services with interdisciplinary collaboration in solving children’s problems. The originator Henrik Habra, expert of the EU. – URL: https://b-ok.cc/book/2958734/ddac99 (accessed 6.08.2020).