Об оценке потребности в подготовке и повышении квалификации кадров для реабилитационных организаций системы социальной защиты населения

Авторы:

Старобина Елена Михайловна — доктор педагогических наук, главный научный сотрудник отдела социальной и профессиональной реабилитации Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: estarobina@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-1820-9307.

Гордиевская Елена Олеговна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела социальной и профессиональной реабилитации Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; e-mail: elena.gord@bk.ru; https://orcid.org/0000-0002-76l7-298X.

Рябцев Михаил Викторович — руководитель отдела социальной и профессиональной реабилитации и аби-литации инвалидов Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Бестужевская ул., д. 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация; тел.: 8(812)543-99-74; e-mail: ryabtcevmv@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-5564-6093.

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2024 Том: 6 Номер журнала: 2 

Страницы: 27-32

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 374.1, 364.62

DOI: 10.26211/2658-4522-2024-6-2-27-32

Аннотация:

Введение. В статье рассматривается актуальный вопрос оценки потребности в повышении квалификации кадров для организаций, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги в региональной системе социальной защиты населения в соответствии с решением задач, определенных в Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года.

Цель. Цель исследования состояла в определении современных подходов и базовых положений осуществления оценки потребности в подготовке и повышении квалификации кадров для реабилитационных организаций системы социальной защиты населения на основе информационного анализа, что явится основой для определения путей повышения эффективности региональных систем непрерывного профессионального образования специалистов реабилитационных организаций системы социальной защиты населения.

Материалы и методы. Оценка осуществлялась на основе анализа штатного состава реабилитационных организаций, потребности в кадрах с учетом вакантных должностей, введения новых должностей, внедрения новых реабилитационных технологий, а также проектов и действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих процесс повышения квалификации кадрового состава реабилитационных организаций, а также профессиональных стандартов.

Результаты. Обозначен перечень проблем и актуальных задач, подлежащих решению в ходе осуществления целевого процесса, перечень специалистов реабилитационных организаций, нуждающихся в повышении квалификации, вопросы нормативно-правового регулирования процесса повышения квалификации, аттестации работников различных специализаций и ее основных критериев. Прежде всего это специалисты реализующие новые технологии реабилитации: ранняя помощь, сопровождаемое проживание, социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность. В организацию социальной занятости вовлечены 14425 специалистов, количество наставников, привлеченных для сопровождения трудовой деятельности инвалидов, составило 639 чел. Приведены качественные и количественные показатели кадрового потенциала организации, отражающие его профессиональную характеристику и структуру.

Обсуждение. На основе проведенного анализа определены требования к современной региональной системе непрерывного профессионального образования специалистов реабилитационных организаций, обеспечивающих ее эффективность.

Выводы. Подход к реализации системы повышения квалификации кадров, предложенный авторами, позволит полноценно реализовать стратегическую цель системы непрерывного профессионального образования специалистов реабилитационных организаций системы социальной защиты населения, заключающейся в удовлетворении потребности реабилитационных организаций в квалифицированных кадрах и в их постоянном профессиональном развитии в соответствии с современными тенденциям и трендами развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Ключевые слова: , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. О примерных штатных нормативах организаций, предоставляющих услуги по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов / Приказ Минтруда России № 700 от 27.09.2017. Доступен по: https://www.aksp.ru/work/ activity/inv/dost_sreda/kompleks_reabilit/prikaz_700. pdf?ysclid=lrj4246rc4104288511. (дата обращения: 18.01.2024)

2. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Чукардин В.А., Владимирова О.Н. Об исследовании потребностей в повышении квалификации кадров в системе социального обслуживания населения в сфере комплексной реабилитации и абилитации // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — 2020. — № 2. — С. 8-13.

3. Логинова Е.Т., Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов // Вестник НВГУ. — 2021. — Т. 56. — № 4. — С. 27-36.

4. Владимирова О.Н., Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Мирошниченко О.А. и др. Инструментарий диагностики качества реализации программ дополнительного профессионального образования по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов // Казанский педагогический журнал. — 2022. — Т. 155. — № 6. — С. 167-174.

5. Владимирова О.Н., Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Травникова Н.Г. и др. Исследование проблем профессиональной подготовки специалистов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов различных целевых реабилитационных групп // Казанский педагогический журнал. — 2022. — Т. 154. — № 5. — С. 161-171.

6. Владимирова О.Н., Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Чистякова Н.П. Кадровая политика в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов: состояние вопроса // Казанский педагогический журнал. — 2022. — Т. 153. — № 4. — С. 285-293.