Ранняя помощь в российской федерации: динамика кадрового состава в 2019-2020 годы

Авторы:

Коган Злата Всеволодовна — младший научный сотрудник отдела ранней помощи Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация, e-mail: vinzlata@yandex.ru

Лорер Виктория Валерьевна — кандидат психологических наук, руководитель отдела ранней помощи Института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ул. Бестужевская, 50, Санкт-Петербург, 195067, Российская Федерация. Доцент кафедры общей и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Российская Федерация, e-mail: lorer@list.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2022 Том: 4 Номер журнала: 1 

Страницы: 62-67

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 364.444

DOI: 10.26211/2658-4522-2022-4-1-62-67

Аннотация:

Введение. Распоряжением Правительства № 3711-р от 18 декабря 2021 года утверждена Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года.
Значимую роль в комплексной реабилитации и абилитации детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, играет ранняя помощь — комплекс услуг, предоставляемых детям от рождения до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в целях комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности. Однако вопросы ранней помощи до настоящего времени не урегулированы законодательно, не определено ее место в системе комплексной реабилитации и абилитации [1].
При формировании региональной системы ранней помощи значительную роль играют задачи, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов, а также обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи [2]. К задачам системы ранней помощи также относится определение оптимального кадрового состава и нагрузки на специалистов в организациях различных уровней и ведомств.

Цель. Целью исследования было проанализировать динамику кадрового состава служб ранней помощи в Российской Федерации за 2019-2020 гг. и внести предложения по оптимизации образовательного процесса в сфере ранней помощи. Оценивалось общая численность специалистов, а также доля специалистов, прошедших обучение по повышению квалификации в области ранней помощи.

Материалы и методы. Методом сплошного наблюдения проведен анализ 85 форм федерального статистического наблюдения № 1-РП «Сведения по ранней помощи детям целевой группы» в 2019 и 2020 годах.

Результаты. По данным субъектов по состоянию на 31 декабря 2020 года численность специалистов, оказывающих услуги ранней помощи, составила 34 253 человека, что на 14 % (на 4 881 человек) больше, чем в 2019 году (2019 год — 29 372 человека).
В организациях сферы охраны здоровья среди специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи, преобладающее число составляют врачи-педиатры (66,9 %). Меньше всего в организациях здравоохранения встречаются следующие специалисты: социальный работник (1,8 %), учитель-дефектолог/дефектолог (1,5 %), врач-сурдолог (0,6 %).
В организациях сферы образования кадровый состав представлен следующими специалистами: учитель-логопед (37 %), педагог-психолог (28 %), руководитель структурного подразделения (17 %), учитель-дефектолог (11 %), социальный педагог (4 %), инструктор-методист по ЛФК (2 %), врач-педиатр (1 %).
В сфере социальной защиты населения среди специалистов, оказывающих услуги ранней помощи, чаще всего встречаются психологи (28 %), социальные педагоги (19 %), руководители структурных подразделений (16 %) и учителя-логопеды (13 %).
Доля специалистов, прошедших обучение по программам повышения квалификации, составила 23 % от общей численности специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи — увеличение на 5,7 % по сравнению с предыдущим годом (2019 год — 17,5 %).

Заключение. Отмечается увеличение доли специалистов, прошедших обучение по программам повышения квалификации в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 5,7 % в общей численности специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи в Российской Федерации. Подготовка квалифицированных специалистов ранней помощи остается актуальным направлением всестороннего развития системы ранней помощи в Российской Федерации. В результате проведенной работы была выявлена положительная динамика численности специалистов в организациях, предоставляющих услуги ранней помощи в Российской Федерации.

Ключевые слова: , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года». Доступен по: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_405017/ (дата обращения 11.01.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 №122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.» Доступен по: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400150053/ (дата обращения: 19.01.2022).

3. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и аби-литации инвалидов и детей-инвалидов. Подписаны Минтрудом России 25.12.2018 г. Доступен по: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/274 (дата обращения: 07.12.2021).

4. Казьмин А.М. Ранняя помощь в системе дошкольного образования Москвы: от экстенсивного развития к внедрению стандартов качества // Клиническая и специальная психология. — 2013. — № 1. Доступен по: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58916.shtml (дата обращения: 19.11.2021).

5. Pretis M. Professional Training in Early Intervention: A European Perspective. Journal of Practice in Intellectual Disabilities. 2006;3(1):42-8. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1741-1130.2006.00051.x (accessed 27.12.2021).