Региональная модель перманентного сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на всех возрастных ступенях: от раннего детства до раннего юношества

Авторы:

Бахарева Елена Викторовна — первый заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области, министерство труда и социального развития Новосибирской области, ул. Серебренниковская, дом 6, г. Новосибирск, 630007, Российская Федерация. E-mail: bevi@nso.ru

Савченко Татьяна Александровна — заместитель начальника управления — начальник отдела реализации социальных проектов и программ управления комплексного анализа и социального проектирования министерства труда и социального развития Новосибирской области, ул. Серебренниковская, дом 6, г. Новосибирск, 630007, Российская Федерация. E-mail: sata@nso.ru

Малыхина Светлана Сергеевна — консультант отдела реализации социальных проектов и программ управления комплексного анализа и социального проектирования министерства труда и социального развития Новосибирской области, ул. Серебренниковская, дом 6, г. Новосибирск, 630007, Российская Федерация. E-mail: msvs@nso.ru

Марущак Евгения Борисовна — директор Института дополнительного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», ул. Вилюйская, дом 28, г. Новосибирск, 630126, Российская Федерация. E-mail: em1902@bk.ru

В рубрике: Оригинальные исследования

Год: 2021 Том: 3 Номер журнала: 3 

Страницы: 48-55

Тип статьи: scientific and practical

УДК: 364.42/.44;364.4.046.6

DOI: 10.26211/2658-4522-2021-3-3-48-55

Аннотация:

Введение. Семья, воспитывающая ребёнка с особыми потребностями, является особым объектом для внимания всех специалистов, задействованных в оказании ей комплексной помощи.
Такие семьи являются уязвимой категорией с точки зрения сохранения их целостности. При этом не вызывает сомнения, что качество жизни ребёнка, воспитывающегося и проживающего в семье существенно выше, чем при проживании в учреждении интернатного типа. Каждый ребёнок, вне зависимости от имеющихся патологий здоровья, обладает правом жить и воспитываться в семье. Развитие стационарозамещающих технологий в организациях, оказывающих услуги семьям, воспитывающим детей с особенностями развития, оказание им своевременной комплексной квалифицированной помощи способствует нормализации жизни семей, сохранению её целостности, созданию условий для полноценного развития детей. Исходя из этого, актуальной является организация непрерывного сопровождения ребенка и его семьи на всех возрастных ступенях: от раннего детства до раннего юношества.
Немаловажной составляющей региональной модели является обеспечение повышения профессиональных компетенций руководителей и специалистов, работающих в системе непрерывного сопровождения детей целевой группы и их семей.

Цель. Представить модель непрерывного сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на всех возрастных ступенях развития, проживающих на территории Новосибирской области.

Материалы и методы. Модель сформировалась на основе практического опыта организаций разной ведомственной принадлежности, предоставляющих услуги детям целевой группы, семьям их воспитывающим. На протяжении 10 лет в тесном сотрудничестве с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации региональных комплексов мер по направлению комплексной реабилитации и абилитации детей с особыми потребностями, организации сопровождения их семей на территории региона развивалась инфраструктура организаций и служб, деятельность которых выстраивалась в рамках минимизации дефицита инновационных социальных сервисов для эффективной, долговременной абилитации и реабилитации детей целевой группы. В результате удалось обеспечить маршрутизацию таких детей на каждом возрастном этапе развития с предоставлением всего комплекса реабилитационных и абилитационных услуг в организациях здравоохранения, социального обслуживания, образования, социально ориентированных некоммерческих организациях.

Результаты и обсуждение. Обобщение реализованных мероприятий и мер по формированию региональной модели позволяет сделать вывод, что на современном этапе ее развития сложились достаточные условия для организации непрерывного сопровождения детей целевой группы, семей их воспитывающих.
Сформирована система профессионального сопровождения руководителей и специалистов организаций, оказывающих услуги целевой группе, на базе региональных ресурсных центров. Тиражирование модели в другие регионы обеспечено профессиональной стажировочной площадкой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр “Рассвет”».

Заключение. Несмотря на то, что реализация региональной модели показала свою эффективность, обеспечила внедрение и развитие новых социальных сервисов, взаимодействие профессионального сообщества в вопросах непрерывного сопровождения детей целевой группы и поддержки их семей, необходимо развивать отдельные направления системы комплексной реабилитации и абилитации, которые востребованы у получателей услуг, в том числе инфраструктуру ранней помощи и технологию сопровождаемого проживания молодых инвалидов.

Ключевые слова: , , , , ,

Скачать полный текст статьи

Список цитируемой литературы:

1. Игнатенко О.Е., Агавелян О.К. К вопросу прощения в родительских отношениях в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций, 2015. №1 (37). С. 112-119.

2. Игнатенко О.Е., Марущак Е.Б. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (региональный опыт) // Комплексные исследования детства, 2020. Т.2. №4. С. 255-262.

3. Марущак Е.Б. Особенности проектирования про- грамм активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций, 2019. №3 (55). С. 28-33.

4. Оказание услуг ранней помощи детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, и их семьям в организациях социальной сферы : учебно-методическое пособие / Марущак Е.Б., Игнатенко О.Е., Гасенко Д.А., Акиншин В.А. – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет; Министерство труда и социального развития НСО. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 152 с.

5. Современные эффективные практики психолого- педагогического сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи : методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. Пед. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 315 с.

6. Шалонько Е.Б., Волошина Т.В., Дураченко О.А. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьями: учебное пособие / Министерствово образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. – 2-е изд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 82 с.

7. Эффективные практики и технологии оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим : методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. Пед. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. 116 с.